Консультации учителя-дефектолога Мурин Ульяны Игоревны

Консультация "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста""

В настоящее время установлена прямая зависимость качества речи от условий семейной речевой среды и характера общения с родителями. Если контакты с родителями были постоянными на всех этапах детского развития, а родители своевременно и внимательно обеспечивали создание необходимых условий для становления речи, то, как правило, ничто не препятствует ее естественному ходу. Совсем иначе развивается речь детей, если ее воспитанием родители не занимаются. Неполноценная языковая среда может проявлять себя в искаженном произношении родителями
многих грамматических форм и уподоблении детской речи, общении с ребенком на примитивном языке и др. Нельзя забывать и о том, что дефекты речи взрослых, как в зеркале, отражаются в речи ребенка.

Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Как проводить домашние занятия по развитию речи?

Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы. Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко.

Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребѐнка, причѐм любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? — сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жѐлтое, тяжѐлое, вымытое, и т.д.).

Следующая игра будет называться «Вспомни сказку». (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки»). Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко. А когда в руках два яблока, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой — игра с союзом «А» — «Сравни два яблока» (первое яблоко жѐлтое, А второе — красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, А у второго — белые и т.д.)

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещѐ несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий. На прогулке вы можете прививать ребѐнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всѐ это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребѐнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.
Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимание. Ребѐнку будут интересны игры: «О чѐм рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь».
Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребѐнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.

На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребѐнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Например, выясните у ребенка, где растут овощи, вспомните вместе названия различных блюд из овощей (гороховый суп, картофельное пюре).
Рассказывайте ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает»). Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чѐрствый и т.д.). Задавайте ребѐнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещѐ забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.).
Обязательно называйте все свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую» и т.д.), показывайте ребѐнку, что и как вы делаете.

Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. Ведь в деятельности
речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.

Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребенка, все равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах он пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас.

Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.

Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они доставляют удовольствие вашему ребенку. Положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребенка не дают и не могут дать  положительного результата.

свернуть

Консультация для родителей «Совершенствуем внимание и память ребенка»

Внимание – один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания.

Ребенок не только должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, но и удерживать свое внимание в течении всего урока, а это много! Малыш также не должен отвлекаться на посторонние дела - а иногда так хочется поговорить с соседом или порисовать новым фломастером.

Успехи вашего ребенка в школе во многом зависят и от его памяти.

Маленькие дети запоминают много самой различной информации. Достаточно прочитать малышу стихотворение несколько раз, и он уже сам рассказывает его наизусть. Однако, память маленького ребенка непроизвольна, то есть он запоминает то, что запомнилось, потому что было интересно. В школе ребенку придется запоминать большие объемы информации. Он должен запомнить не то, что интересно, а то, что нужно, да еще столько, сколько нужно.

Возрастные особенности 3-4 лет

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течении 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым (отобрать несколько фигур определенной формы).

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, рисунки).

4-5 лет К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности зависит от ее привлекательности для него.

В 4-5 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им без специальной цели запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение (шепотом, либо про себя). Также ребенок может использовать более сложный способ - логическое упорядочивание (разложить запоминаемые картинки по группам). Ребенок начинает использовать новое средство – слово: с его помощью он анализирует запоминаемый материал. Но, несмотря на возросшие возможности детей 4-5 лет целенаправленно запоминать информацию, непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства.

Игры на развитие памяти и внимания.

Игра «Что изменилось?»

Описание: разложить на столе несколько предметов, знакомых ребенку. Попросить его отвернуться и убрать один из предметов. Предложить ребенку посмотреть назвать недостающий предмет. Можно поменять игрушки местами, добавить то, чего не было, заменить один предмет другим, заменить предметом отличающимся цветом или размером (красный кубик поменять на желтый, крупную деталь от конструктора - на мелкую и т. п.).

Игра «Хлоп» («Топ»)

Описание: взрослый перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если взрослый назовет животное, или топнуть ногой если услышит слово «дом». Более сложный вариант: ребенок должен хлопнуть в ладоши, если взрослый назвал предмет, который может быть красного цвета.

Игра «Посмотри и сделай так же»

Взять любую раскраску, выбрать крупный одиночный предмет и закрасить одну его половину. Предложить ребенку раскрасить вторую часть точно так же, как раскрашена первая.

Игра «Волшебный сундучок»

Описание: положить в коробку несколько разных предметов. Взрослый говорит: «Я нашла волшебный сундучок! Давай посмотрим, что же там лежит». Доставая предметы по одному, можно дать им краткую характеристику: «Смотри – это мяч, какой он круглый, красный! А вот – машина, она с кузовом и колесами. Да здесь еще и лото есть. Какое оно разноцветное, с разными картинками! И еще ложка, большая папина ложка» сложить все предметы в коробку и предложить ребенку угадать по описанию предмет. «Она с кузовом и с колесами; оно разноцветное и с картинками и т. п.».

Игра «Съедобное – несъедобное»

Описание: ребенок ловит мяч, если взрослый кидая его, называет съедобный предмет. Если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не ловиться. Так же можно играть, используя тематические группы: живое – неживое, тихое – громкое, птицы – животное и т. п.

Игра «Успей дотронуться»

Описание: предложить ребенку, пока идет счет до 5, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т. д.» можно усложнить игру, увеличив количество объектов: «Дотронься до двух круглых предметов».

Игра «Я скажу, а ты – запомни»

Описание: предложить ребенку повторить те предметы, которые будут перечислены. Начинать следует с небольшого количества предметов. На первых занятиях можно группировать объекты по темам, например: перечислять предметы посуды, мебели и т. п. В дальнейшем можно увеличить количество перечисляемых предметов, добавлять вещи из разных смысловых групп: диван, стол, чашка, мяч, шапка и т. п.

 

Игра «Запомни и расскажи»

Описание: рассмотреть с ребенком картинку с простым сюжетом, например: изображение нескольких цветов или деревьев. Убрать картинку и попросить ребенка рассказать то, что он запомнил: сколько было цветов, какого они цвета, где они росли, чем они отличаются друг от друга. В дальнейшем можно подбирать картинки с большим количеством элементов.

Игра «Я быстрее»

Описание: встать рядом с ребенком. Выбрать предмет, находящийся в некотором отдалении. Объяснить ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной категории, например: «Все круглое (желтое, мягкое)», «Домашние или дикие животные», «Посуда», «Мебель» и т. п.

Игра «Помнишь ли ты?»

Описание: предложить ребенку перечислить мебель, которая стоит у бабушки в гостиной. Или вспомнить, что находится во дворе детского сада. Для описания можно использовать любые объекты или действия, например: «Помнишь ли ты, что делал клоун в цирке».

 

свернуть

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей в семье»               

Благоприятная языковая среда в семье - условие развития речи детей. Чем больше ребёнок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие.

Какие условия необходимо создать в семье

для развития речи ребёнка?

  1. В общении с ребёнком следите за своей речью.
  2. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности.
  3. Не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка.
  5. Не смейтесь над речью малыша.
  6. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.
  7. Раз в месяц записывайте речь ребёнка на магнитофон.

Такие записи не только помогут в работе над речью, но и со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Играя с малышом, можно поупражнять его в правильности согласования имён существительных с разными частями речи. Скажите: «Сейчас к нам  в гости приедут игрушки, а ты скажешь, кто приехал». Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?» Ребёнок должен дать полный ответ: «К нам в гости приехала кукла (кошка, собака)». Называя количество предметов, ребёнок употребляет слова " один ", " много ".

Во время уборки игрушек необходимо обратить внимание ребёнка на то, куда " разбежались " игрушки (что /кто) где находится): кубики лежат на полу, зайчик спрятался за шкаф, машина заехала под стол и. т. д.

Взрослый говорит: «Давай всё расставим по местам: кубики сложи в коробку, зайчика посади между куклой и медведем, машину поставь на полку». Затем спрашивает: «Что ты убрал? Куда поставил (положил)?»

Как знакомить дошкольника с окружающим миром?

Гуляя, например, в парке, объясните ребёнку «из чего состоит дерево» (ствол, корни, ветки, листья, научите его узнавать наиболее распространённые породы деревьев (берёзу, липу).

Когда вы приходите из магазина с покупками, не торопитесь выкладывать их на стол. Сделайте это вместе с сыном или дочерью. Вынув из сумки продукт, задайте малышу вопросы: «Что это?», «Какой он по цвету, по форме, по размеру?», «Что можно приготовить из этого продукта?», «Как назвать одним словом?». После возвращения малыша с прогулки можно спросить: кого (или что) он видел на улице? С кем играл? Какие игрушки были у Миши (у Маши? Добивайтесь, чтобы ребёнок давал полные, развёрнутые, подробные ответы.

Как развивать связную речь?

Связная речь имеет две формы:

- диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми),

- монологическую (речь одного человека).

Начинать развивать связную речь ребенка лучше всего с пересказа.

Учить малышей 3-4 лет связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба».

                        

Ребенок рассказывает вместе со взрослыми, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляет отдельные слова: «Посадил дед …. Что? (репку)». Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после чтения сказки «Курочка Ряба» можно предложить ребенку пересказать ее. Взрослый: «Жили - были дед да баба». Кто жили-были? (ответ ребенка.). «Была у них курочка Ряба».

«Кто у них был?»

После этого можно переходить к пересказу маленьких рассказов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. При пересказе прозы надо следить, чтобы ответы ребенка были как можно ближе к художественному тексту. Поэтому, вопросы должны помогать ребенку полнее использовать не только словарь, но и синтаксис текса. Если ребенок забыл текст, ему надо подсказать. Например, пересказывается сказка Л.Н. Толстого «Три медведя». Взрослый задает вопрос: «Где были медведи, когда Маша забрела в их домик?», «Сколько комнат было в медвежьем домике?» Если ребенок затрудняется ответить на вопрос полностью, ему надо помочь наводящими вопросами. Например, если ребенок не может ответить на вопрос: «Как вели себя медведи, когда увидели, что кто-то трогал их еду?», можно спросить: «Скажи, каким голосом заревел Михайло Иванович» и т.д.

 Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.

а) составление рассказов по семейным фотографиям (рост малыша, летний отдых и т.п.);

б) рассказы по сериям картинок (от 3-х и более);

в) работа с книгой (перед прочтением новой книги вначале, рассмотрите ее вместе с ребенком затем, спросите, о чем эта книга, кто главные герои и уже после прочтения обсудите рассказ с ребенком).

Формировать интерес ребенка к театрализованной деятельности.

 

Для того, чтобы произошло развитие детей, необходимо поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, рассказывать родным и близким о сценических «достижениях» малыша, предлагать в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями.

 

свернуть

Консультация для родителей «Речевая подготовка детей к школе в  семье»

Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

 К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов.  

 Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента - общение с ребёнком, игра с ним и его обучение. При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства обучающие игры, так и специальные и разработанные психологами методики обучения.  Для того чтобы ребёнок одновременно и получал удовольствие от этих игр, и успешно осваивал необходимые для его развития навыки, не понадобится ни специальное помещение, ни абсолютная тишина. Все это можно делать с тем же, если и не большим, успехом в свободной и  совершенно непринуждённой обстановке - на детской площадке, в группе, на экскурсии, в музыкальном зале. Чрезвычайно необходимы для развития ребёнка и разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.  

Для обучения детей 6-ти лет навыкам устной речи, как необходимого условия развития навыков чтения (письменной речи), я предлагаю некоторые развивающие игры и   методические рекомендации:

Игры, развивающие устную речь ребёнка:

* Испорченный телефон.

* Съедобное - несъедобное.

* Назвать любые слова на определённую букву

* Что звучало? (Постучите вместе с ребёнком палочкой по столу, по полу, по пластмассовой игрушке. Затем завяжите ребёнку платком глаза, постучите по одному из названных предметов и попросите его угадать, по какому предмету Вы постучали. Чтобы ребёнок сумел лучше отработать этот навык, периодически меняйтесь с ним ролями.)

* Назвать больше слов по теме. ( в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих  известных ребёнку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и т.д.)

* Составить цепочку слов. (Так, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы и первой последующего. Например: ребёнок-корова-аромат-торт-тень.)

* Составить цепочки слов-антонимов. (Например: горячий-холодный, тёмный-светлый, высокий-низкий, худой-толстый и т.д.)

* Назвать все известные предметы одного и того же цвета. ( Например: жёлтого-лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного-помидор, перец, кровь и т.д.)

* Угадай, что я хочу сказать. (Произнесите первый слог в каком-либо слове, и попросите ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Загадывайте и отгадывайте  по очереди.)

* Освоение понятий о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под,  снизу, сверху, между, слева, справа). Например: предложите ребёнку взять карандаш и положить его между компьютером и книгой,  или на третью полку в правом ряду, или справа от телевизора.

Некоторые рекомендации родителям по развитию устной речи ребёнка:

* Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребёнок излагает свои мысли.

  *  Помогать ребёнку описывать предметы, события и явления как можно более подробнее. Границы познаний ребёнка при этом расширяются и его речь обогащается.

* При разучивании стихов и песенок, ребёнок не должен создавать видимость ''как-бы поёт'', не понимая смысла слов и произнося нечленораздельно какие-то слога.  Надо помочь ему, особенно в песнях, правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому - пойте вместе с ним.

* Учить ребёнка находить и придумывать рифмы.

* Чаще применять самим и поощрять использование детьми поговорок, пословиц и  распространенных выражений.

* Учить ребёнка придумывать и загадывать загадки.

* Учить придумывать смешные истории.

свернуть

Консультация для родителей «Играем пальчиками – развиваем речь»

Известный педагог Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Давно уже доказали, что высокий уровень развития мелкой моторики у ребенка позволяет говорить о высоком уровне развития у него памяти, внимания, умения логически рассуждать, связно говорить. Вы, уважаемые родители, можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не может донести в ладошке воду до лица, разливает её, то, значит, у него отстает развитие мелкой мускулатуры. Если после 5 лет ребенок затрудняется в выполнении упражнения «ладонь – кулак – ребро», то это тоже говорит об определенных нарушениях. Обнаружив это, не огорчайтесь, но и не оставляйте ребенка, надеясь, что со временем он догонит сверстников. Это мнение ошибочно. Ребенку нужна ваша помощь. Поиграйте с ним в игры и упражнения для развития мелкой моторики, поиграйте в пальчиковые игры.

Пальчиковые игры целесообразно на­чинать с самых простых упражнений, таких, как «Посолим суп» (собранны­ми в щепоть пальцами ведущей руки ими­тируем названное движение); «Птички» (птички-пальчики «склевывают», напри­мер, слова с заданным звуком); «Почистим клювы» (большим пальцем дети тщатель­но со всех сторон «очищают» каждый пальчик ведущей руки).

Затем можно пе­рейдти к более сложным играм. В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр предпочтительны малые фольклорные формы (потешки, небольшие стихи, считалки). Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует координации и произвольной моторики, кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

 Для того чтобы понять принцип проведения «Игр с пальчиками» предлагаю Вам поиграть:

 

Жил-был зайчик

Длинные ушки.

 

Отморозил зайчик

Лапки на опушке.

Отморозил носик

Отморозил хвостик.

И поехал греться

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо –

Волка нет.

И дают морковку на обед.

Хлопают в ладоши

Три пальца в кулак, указательный и средний – уши

 Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Трут ладошки друг об друга

Сжимают и разжимают пальцы обеих рук

Гладят кобчик

Трут ладони друг об друга.

Сжимают и разжимают пальцы обеих рук

Хлопают в ладоши

Поглаживаютживот ладонью ведущей руки по часовойстрелке.

         После того как ваш ребенок научится выполнять простые варианты «пальчиковой гимнастики» можно перейти к более сложным играм с пальчиками. Так, например, существуют упражнения «Кулак-ребро-ладонь», которые   используется для развития межполушарных связей. Предлагаю вам на своем опыте прочувствовать воздействие такого рода упражнений на деятельность головного мозга:

Ладони лежат на столе или на коленях правая повернута вверх, а левая вниз. Произнося текст, ладони меняют свое положение, нужно следить, чтобы ребенок не срывался на одинаковое положение рук.

 

Мы играли в ладушки—

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

Как вы заметили, если мы используем при игре с пальчиками стишки, то у детей возрастает интерес к игре, у них возникает желание больше говорить.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. «Пальчики здороваются»- кончик большого пальца правой руки поочередно касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчает приобретение навыков письма.

Пальчиковые игры условно разделяются на три группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием различной наглядности и атрибутики.

1-я группа - пальчиковые игры без предметов;

2-я группа – пальчиковые игры с использованием атрибутики;

3-я группа пальчиковые игры с предметами.

 

Пальчиковые игры без предметов

В игровых упражнениях данной группы особо важное значение получает игровая мотивация, так как именно она является привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками. Мы (воспитатели) рассказываем детям маленькие сказочки (можно с продолжением); сопровождаем действия пальчиков стихами, содержащими указания, что надо делать детям. Все пальчиковые упражнения выполняются детьми при непосредственном участии взрослых. Например:

Игра «Скакалка»

Ц е л ь. Тренировать большие пальцы рук.

Игровое упражнение выполняется в положении сидя на стульчиках или стоя. Исходная позиция: руки опущены вниз, ладони сжаты в кулачки, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения (с напряжением). Дети крутят «скакалочку» сначала в одну сторону, потом в другую. Воспитатель сопровождает игру четверостишием:

Как у нашей Алочки

Новая скакалочка.

Вертит быстро Алочка

Ручки у скакалочки.

 

Пальчиковые игры с использованием атрибутики

В пальчиковых играх второй группы используется различная атрибутика, которая повышает интерес детей к их проигрыванию. Используем пробки или баночки из-под йогурта с приклеенными или нарисованными лицами человечков, мордочками животных. Детям нравится надевать на пальчики вырезанные головки или прикреплять фигурки к пальцам с помощью бельевой резинки. Используем игру «Накорми витаминками куклу, лисичку», цель игры кто больше фасолинок (витаминок) даст кукле или лисичке.

Упражнение «Фасолинка».

Ц е л ь. Развивать ловкость, содружество движений и переключаемость.

Ребенок выбирает в чашечке фасолинку и выполняет следующие манипуляции:

а) кладет фасолинку на одну ладонь и раскатывает ее другой;

б) берет фасолинку в щепоть и катает ее между пальцами;

в) катает фасолинку двумя пальцами (указательным и большим) под слова:

Мы фасолинку в двух пальцах помнем,

О фасолинке зеленой мы споем.

г) кладет фасолинку на стол и катает ее по столу одним указательным пальцем. Сопровождаем движения словами:

Катись, фасолинка, за окошко,

Катись, фасолинка, к нам в лукошко.

Ты катись, фасолинка, по столу,

Развлекай, фасолинка, детвору.

 

Пальчиковые игры с предметами

Пальчиковые игры с предметами привлекательны для детей именно самими предметами. Они отличаются от пальчиковых игр с атрибутами тем, что предметы в этих играх необходимы, без них невозможно провести игру или упражнение.

Упражнение «Лыжник».

Ц е л ь. Упражнять в умении удерживать предмет, который скользит по гладкой поверхности, подушечками пальцев.

Упражнение выполняется на гладкой поверхности стола, на которой находятся предметы, условно изображающие различные объекты (дерево, сугроб, горка и др.) .

Даем ребенку две плоские счетные палочки. Указательный палец и мизинец - это ноги лыжника, которые стоят на лыжах (счетных палочках). При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони.

Ребенок, не отрывая пальцы от палочек, скользящими движениями ведет лыжника по разным маршрутам.

Маршрут можно задавать в стихотворной форме:

Мы на лыжах шли-шли Мы на лыжах шли-шли,

И до дерева дошли. До сугроба мы дошли.

Дерево мы обошли Мы сугроб обошли

И дальше пошли. И дальше пошли.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много:

-нетрадиционные техники рисования,

-плетение;

-лепка (из пластилина, глины);

-нанизывание на нитку бусин, бисероплетение;

-различные игры – шнуровки;

-конструкторы (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали конструктора);

-мозаики;

-вырезание из бумаги и картона;

-вырисовывание различных узоров;

При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Помогите своему ребёнку развить тонкую моторику рук и быстрее научиться правильно, красиво, говорить.

свернуть

Консультация для родителей «Когда следует обратиться за помощью к логопеду?»

 

Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.

Это не совсем так. Логопед исправляет не только дефекты произношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики.

Кроме того, логопед может подготовить ребенка к усвоению грамоты, если у него есть какие-то проблемы с речью, и к дальнейшему более успешному обучению в школе.

 

Вашему ребенку необходима помощь специалиста, если:

 В 7 – 8 месяцев кроха не понимает обращённую к нему речь – не поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?», не реагирует на своё имя.

 В 1 год малыш не произносит 8 – 10 слов типа «кис-кис», «ням».

 В 2 года ребёнок не разговаривает.

 В 2,5 года нет элементарной фразовой речи – в общении со взрослыми малыш не объединяет 2-3 слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).

 До 3 лет молчал, а затем стал активно говорить.

 К 3 годам неправильно воспроизводит простые ритмы типа «тук-тук, тук-тук, тук-тук».

 К 3 годам у ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение – во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает, не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд.

 После 3 лет продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо слова «телефон» – «афон».

 К 3-4 года он не слышит слогов в слове; искажает слово до неузнаваемости; произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком; сокращает слово, пропуская некоторые согласные и слоги, или недоговаривает слово до конца; произносит слово несколько раз по-разному.Р

 Речь ребенка не разборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знают. Ребенок многие звуки произносит мягко, как-будто он еще маленький или преобладают твердые звуки, как-будто у него акцент. При произношении некоторых звуков в речи появляется хлюпающий призвук, воздух идет как-то в вбок; звуки «С», «З», «Ц» произносит как англичанин — между зубами; при произнесении звуков «Ш», «Ж» раздувает щеки, а звук «Р» произносит как француз.

  • Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли.
  • Выдоха не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова.
  • Не стремиться к общению.
  • Сильная назализация голоса – ребёнок говорит «в нос», гнусаво.
  • Говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно.
  • Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы.
  • Грудной ребенок не гулит, не реагирует эмоционально на родителей, то есть не улыбается при появлении матери или отца.
  • Если малышу уже исполнился 1 год, а у него так и не появились лепетные слова, он не понимает обращенную речь и не выполняет хорошо знакомых действий с предметами по просьбе родителей.
  • В два года ребенок не говорит словами, не может составить простейших предложений из двух-трех слов, не отвечает на вопросы взрослых.
  • В 3 года малыш не использует в речи сложные конструкции, не задает типичных для своего возраста вопросов («где?», «куда?», «зачем?», «почему?» и т. д.), неправильно называет предметы, геометрические фигуры (например, кубик называет шариком), цвета и т. п.
  • В 4 года ребенок не может правильно произнести отдельные звуки, не различает звуки в слове, «проглатывает» окончания, переставляет местами слоги или «теряет» их. Он плохо запоминает самые простые стихи и новые слова.
  • В 5-6 лет дошкольник плохо произносит большинство звуков, не может составить развернутого рассказа по предложенной картинке, его речь неразборчива, он не владеет грамматическим строем языка – слова не согласованы в роде, числе и падеже.
  • В 7-8 лет наблюдаются проблемы при овладении чтением и письмом – пропускает буквы, заменяет одни звуки другими, с трудом читает по слогам, не может запомнить правило.
  • Помощь логопеда необходима, если малыш в результате сильного стресса или тяжелой болезни потерял способность говорить или слышать. В этом случае обратиться к специалисту нужно как можно скорее.

 

свернуть

Консультация «Почему ребенок говорит неправильно?»

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин и в разные периоды развития ребёнка: перинатальный период (является важнейшим этапом, обусловливающим в дальнейшем физическое, нервно-психическое и интеллектуальное развитие ребенка- внутриутробное развитие плода), натальный период (период родов), постнатальный период (период развития после рождения).

Причины возникновения речевых нарушений в перинатальном (дородовом) периоде – это интоксикация организма матери, внутриутробная гипоксия плода, резус – конфликт матери и ребёнка, неблагоприятное течение беременности с угрозой выкидыша, ушибы и падения матери с дальнейшей травматизацией плода, заболевания матери во время беременности, курение и употребление алкоголя во время беременности.

В период натального периода (момент рождения) причиной речевых нарушений может стать: родовая травма новорожденных, затяжные или стремительные роды, рождение ребёнка с родовой опухолью-гематомой, повреждения нервов, асфиксия плода (кислородная недостаточность).

В постнатальном (послеродовом периоде причины нарушений речи делятся на биологические: черепно-мозговая травма, различные инфекционно – вирусные заболевания – менингит, гепатит, и т.д., наследственные генетические заболевая, цепочка детских инфекций, вызывающих истощение центрально-нервной системы.

Социальные факторы: недостаточность речевых и интеллектуальных контактов, конфликтные отношения в семье, неправильные методы воспитания, психическая депривация (неудовлетворение потребностей ребенка в

материнской любви, двигательной активности, во впечатлениях и т.д.), среда, состоящая из лиц с речевой патологией, госпитализм (совокупность психических и соматических нарушений, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и от дома), многоязычие в семье и др.

Этиология (причины) речевых нарушений.

Перинатальный период (внутриутробное развитие)

Натальный период (период родов)

Постнатальный период (развитие после рождения)

  • интоксикации;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • резус-конфликт;
  • неблагоприятное течение беременности с угрозой выкидыша;
  • ушибы и падения матери с последующей травматизацией плода;
  • заболевания матери во время беременности;
  • курение во время беременности, употребление алкоголя. Патология родов:
  • родовая травма новорожденных;
  • затяжные или стремительные роды;
  • рождение ребенка с родовой опухолью, гематомой;
  • повреждение нервов;
  • асфиксия новорожденного и др.

Биологические факторы:

  • черепно-мозговая травма;
  • инфекционный гепатит;
  • менингит;
  • длительно текущие соматические заболевания;
  • наследственные генетические заболевания;
  • цепочка детских инфекций, вызывающих истощение центральной нервной системы и отрицательно влияющие на ее развитие.

Социальные факторы (усугубляющие влияние биологических факторов):

  • недостаточность речевых и интеллектуальных контактов;
  • конфликтные отношения в семье;
  • неправильные методы воспитания;
  • психическая депривация;
  • госпитализм;
  • среда, состоящая из лиц с речевой патологией;
  • многоязычие в семье

 

свернуть

Консультация "Виды речевых нарушений"

Речевые нарушения не исчезают самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. В настоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Эти классификации при различии в группировке видов речевых нарушений не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения. Здесь мы не станем касаться этих классификаций, а лишь рассмотрим те нарушения, которые чаще всего встречаются в период дошкольного детства. Приведенные ниже речевые нарушения принадлежат к разным логопедическим классификациям и размещены в едином списке лишь в ознакомительных целях.

Афония, дисфония — отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Характеризуется отсутствием фонации (афония) или частичной потерей высоты, силы и тембра голоса (дисфония).

Ринолалия — расстройство артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата (гнусавость).

Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Присущая замедленная реализация артикуляторного — речевой программы в связи с патологическим усилением тормозных процессов, начинают доминировать над процессами возбуждения.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Речевая симптоматика характеризуется ненормально быстрым темпом речи (20-30 звуков в секунду замес 10-12). Брадилалия и тахилалия объединяются общим названием — нарушение темпа речи, следствием которого является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.

Заикание (логоневроз) является одним из самых сложных и длительных речевых нарушений, характеризующееся расстройством темпа, ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением коммуникативной функции, обусловлено судорожными сокращениями в мышцах артикуляции, фонации и дыхания Заикание — это сложное психофизиологическое нарушения.

Дислалия — нарушение не только фонетического, но и произносимого аспектов речи, то есть это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата. Для дислалии характерно неправильное, искажённое произнесение отдельных фонем (звуков).

Дислалия может проявляться в разной форме.

  • Наиболее частыми являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизмы) или их затрудненное произношение (парасигматизмы).
  • нарушения произношения сонорных звуков р, рь, л, ль, представлены двумя группами, имеющими самостоятельные терминологические оформления.
  • нарушения произношения сонорных звуков «Л», (ль), — ламбдаизм и параламбдацизм.
  • нарушения произношения сонорного звука «Р» (рь) — ротацизм и параротацизм. Просторечное «картавость» — нарушения произношения звука [r], (например, французском, немецком) является нормой или вариантом нормы.
  • нарушения произношения заднеязычных звуков г, гь, к, кь, х, хь — имеют самостоятельное название соответственно гаммацизм, каппацизм, хитизм. нарушение звука «й» носит название йотацизм.
  • дефекты звонкости — расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение.
  • дефекты мягкости — расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твёрдыми или их смешение.

Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Алали́я — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована.

Фонетические нарушения речи (ФН) — нарушении произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений.

Фонетико-фонематические нарушения (ФФНР). Для них характерно то, что ребёнок не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звучаниями. Поэтому дети недостаточно чётко овладевают анализом звукового состава слова и делают специфические ошибки при чтении и письме в школьном возрасте.

Общее недоразвитие речи (ОНР). Оно выражается в том, что нарушение распространяется не только на звуковую сторону речи. Страдает умение различать звуки речи, правильность слогового оформления слов, словарь, грамматика языка, связная речь.

Если такому ребёнку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в дальнейшем не сможет полностью овладеть грамотной устной и письменной речью.

Общее недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии.

С учетом степени несформированности речи выделяют четыре уровня ее недоразвития, обозначая их при этом соответственно: ОНР I, ОНР II, ОНР III, ОНР IV. Самый «тяжелый» — это I уровень, ОНР IV – уровень наиболее близкий к речевой норме:

На первом уровне наблюдается полное или почти полное отсутствии словесных средств общения в возрасте 5—6 лет, когда у детей без речевой патологии речь в основном сформирована. Словарный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами. Дети с такими особенностями относятся к так называемым «безречевым».

На втором уровне появляются общеупотребительные слова, хотя искажённые. Намечается различение некоторых грамматических форм. Вместе с тем произносительные возможности детей значительно отстают.

Третий уровень характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии взрослого и с его помощью. Свободное общение крайне затруднено.

В современных работах выделяется ещё и четвёртый уровень характеризующийся лёгкими лексико-грамматическими нарушениями, которые затрудняют овладение детьми письменной речью в начале школьного обучения.

Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции.

К сожалению, продолжается тенденция к увеличению количества детей с патологией в анамнезе. Таким образом, отмечается рост неблагоприятных факторов, которые могут влиять на речевое развитие ребенка.

Актуальной становится профилактика речевых нарушений у детей с раннего возраста. При нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи

свернуть

Круглый стол «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения?»

Здравствуйте, уважаемые родители! Хотелось бы уделить внимание некоторым приемам логопедической работы, которые смогут вам  воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения.

Родителям необходимо знать, что речевые нарушения отражаются на формировании личности ребенка, его поведении. Поэтому вы должны быть максимально вовлечены в коррекционный процесс.  

Такие несложные упражнения вы можете выполнять вместе с ребеном в домашних условиях и развивать его речь.

 

  1. Развитие артикуляционной моторики

Цель: выработка правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата.

Гимнастика способствует укреплению мышц речевого аппарата, тем самым он быстрее подготовится к овладению звуками родной речи.

Для постановки каждой группы звуков требуются отдельные артикуляционные упражнения. Так, например, для постановки звука [с] требуются такие упражнения: чистим зубки, заборчик, качели, киска сердится; для звука [ш] -  окошко, чистим зубки, качели, блинчик, чашечка, вкусное варенье; для звука [л] – чистим зубки, заборчик, блинчик, поймай мышку, пароход гудит и т.д. Давайте возьмем зеркала и попробуем выполнить эти упражнения.

 

  1. Развитие мелкой моторики

 Цель: улучшение координации и точности движений рук и глаз.

Занятия по развитию мелкой моторики очень важны, так как на ладонях находится очень много важных, биологически активных точек. Воздействуя на них можно улучшить работу других органов человека.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечает: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией". Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Для развития мелкой моторики в домашних условиях можно использовать – рисование пальчиками, сортировку круп в разные емкости, нанизывание различных предметов на шнурок, выкладывание узоров из мозаики, счетных палочек. Я предлагаю вам сегодня выполнить пальчиковую игру с использованием массажного мяча.

Пальчиковая игра «Ёжик» (с массажным мячом)

 

Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

 

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож. (дети катают мяч между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи. (дети катают мяч между ладонями)

 

  

  1. Развитие фонематического восприятия и слоговой структуры слова

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове ДОМ? Сколько в нём звуков? Какой согласный стоит в конце слова? Какой гласный в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает безошибочно ответить на эти вопросы.

Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка.

Дидактическая игра: «Что звучит»

(развитие фонематического восприятия)

Цель:

- Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

- Развивать умение переключать слуховое внимание.

 Оборудование: бубен, свистулька, колокольчик, большой и маленький маракасы, погремушка.

Ход игры: педагог поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда логопед убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Логопед повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

      Так же можно разнообразить игру: у ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.

Упражнение  «Чего не стало?»

(развитие слоговой структуры слова)

Цель:

- Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при образовании  имен существительных родительного падежа единственного числа.

- Развивать зрительное внимание и память.

Оборудование: макеты овощей – огурец, помидор, морковь, перец, лук, чеснок.

                                                                   

Ход игры:

     Логопед раскладывает перед ребёнком 6 предметов,  предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить их. Затем ребёнок закрывает глаза,  логопед убирает один предмет и обращается к ребёнку с вопросом: «Чего (кого) не стало?»

Огурца, помидора, моркови, перца, лука, чеснока.

  

  1. Развитие речевого дыхания

Речевое дыхание это важная часть речи. Оно участвует в создании голосового звучания. В речевом дыхании вдох намного короче выдоха по сравнению с обычным. При правильном речевом дыхании речь произносится с нормальной громкостью, проговариванием всех звуков и выразительно.

Для развития речевого дыхания можно надувать шарики, задувать свечи, дуть во всевозможные свистки, отправлять в полет семена одуванчика и так далее.

"Мычалка"

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.

Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

«Лопнула шина»

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг - “шину”. На выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Говорим скороговорки»

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.

Например: на пригорке возле горки Жили тридцать три Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

 

  1. Развитие словарного запаса

Речь имеет огромное значение для общения, познания окружающего мира, получения необходимых знаний, передачи и получения информации. Для приобретения навыков красивой и грамотной речи следует обогащать и развивать словарный запас ребенка. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. Чем богаче словарь ребенка, тем больше у него возможностей построить правильное, красивое речевое высказывание. Словарь ребенка в возрасте 6 -7 лет составляет 4000-4500 слов. При этом старшие дошкольники активно овладевают не только предметным, но и глагольным словарём, а также словарём состояний, признаков. Словарный запас пополняется и за счёт использования детьми слов, образованных суффиксально-префиксальным способом (цветок→ цветочек, дерево → деревянный и т. д.).

Игра с мячом «Назови ласково»

Скажем ласково - и вот: В слово к нам звук [к]  придет!

  1. Существительные: цветок - цветочек (карандаш, гриб, жук, шар, кукла, и т.д.);
  2. Прилагательные: синий – синень-Кий (белый, желтый, добрый, новый,  модный, умный, старый, молодой, весёлый и т.д.).
  3. Наречия: мало - маленьКо (тихо, чисто, важно, быстро, сухо, шустро, бедно, остро, грязно и т.д.).

 

Игра «Скажи наоборот»

Цель: упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей). Ход игры:  

- Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»). - Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»). - Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»). - Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)! - Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»). - Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»). 

 

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Цель: развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов –  признаков и правильно их согласовывать. Ход игры:  ведущий показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков. Например, яблоко – сладкое, спелое, ароматное, душистое, наливное……

Залогом успешной логопедической коррекции сотрудничество педагога с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития и воспитания личности ребёнка. Теперь и вы знаете, что для успешной коррекционной деятельности необходима комплексная работа над всеми компонентами речи

свернуть

Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»

Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями. Перед ним открывается много интересного, нового привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?».  И если четко и обстоятельно взрослые ответят на вопросы детей, произойдет расширение словарного запаса ребенка.

Родителям надо постепенно знакомить детей с предметами и явлениями окружающей жизни, учить правильно называть предметы домашнего обихода, одежду, посуду, игрушки, с которыми ребенок играет. Гуляя рядом с малышом на улице, показывать и называть здания, транспорт, растения,  и другие интересующие  ребенка объекты. Запас слов ребенка значительно расширится, если родители научат его различать  и называть  не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по форме, назначению и названию, определять сходные предметы. Ребенку надо помочь  понять смысл каждого слова, запомнить его, правильно употреблять слово в речи. Для этого следует широко использовать окружающие предметы и природные явления. «Посмотри, сколько красивых листьев на земле, - обращает родитель внимание ребенка, - это осенний ветерок сорвал их с деревьев, закружил в воздухе  и укрыл ими землю. Это листопад». – «Листопад», - повторяет ребенок. Таким образом, представление о листопаде сливается воедино в сознании ребенка с новым словом. Но назвать один раз слово, объяснить его смысл еще недостаточно. Для закрепления нового слова, например, «листопад», можно показать малышу картинку, на которой художник запечатлел это красивое явление, прочитать рассказ или стихотворении:

      Падают, падают листья,

      В нашем саду листопад.

      Желтые, красные листья

      По ветру вьются, летят…

И только тогда, когда новое слово будет применено ребенком правильно, можно утверждать, что оно вошло в его активный словарь осмысленно. Детская речь бедна прилагательными. Задача взрослых помочь ребенку освоить качество знакомых предметов. Как это сделать? Покажите ребенку предмет, определите его форму, величину, цвет, отметьте его качества и свойства (мягкий или  твердый, тяжелый или легкий, теплый или холодный). При этом не надо забывать, что у ребенка мал жизненный опыт и одного лишь восприятия для этого недостаточно. Ребенок должен и посмотреть, и потрогать предмет, сжать, сдавить, взвесить, погладить, сравнить с уже известными предметами. Например, перед ребенком два мяча – большой и маленький. Сравнивая их, ребенок отмечает: большой мяч – зеленый с синим, маленький – красный. Оба мяча гладкие и круглые, их можно катать и гладить. Так незаметно для себя ребенок знакомится  с разными качествами предметов, пополняет словарь новыми словами, обозначающими качество. Лучше всего ребенок запоминает качества предметов при их сравнении.   

Родители должны не только сами знакомить с качествами окружающих предметов, но и учить ребенка самостоятельно определять их. Например, ребенок пришел с детского утренника. Сколько у него впечатлений! Есть о чем вспомнить и поговорить. Как он выражает свои впечатления? Обычно, захлебываясь от избытка эмоций, он говорит отдельными фразами, а недостаток слов восполняет жестами, мимикой, движениями тела. Это происходит от того, что он переполнен впечатлениями и мысли опережают слова. Плохо, если такая форма выражения станет привычной для него. Ребенок обогащается впечатлениями, пополняет круг представлений, а запас слов остается прежним.

Не исключается и другая крайность. В этом случае запас слов ребенка опережает формирование у него конкретных представлений об окружающем. Это случается чаще всего тогда, когда родители много разговаривают с ребенком о непонятных ему вещах и явлениях, перегружая его словарь трудными и малопонятными словами: изысканный, банальный и пр. Это слова своей новизной привлекают ребенка. Но он повторяет их механически, не осмысливая значения. Если взрослые любуются тем, как  дети  с легкостью «жонглируют»  умными словами, то у ребенка появляется привычка говорить, не вникая в смысл слов, вырабатывается пустословие (вербализм). Помочь детям сознательно усваивать  слова и активно пользоваться ими могут следующие упражнения: «Подбери определения» -  например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.

«Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)

«Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет); вечер … (воет, срывает листья, поднимает пыль, надувает паруса).

«Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером,      кисточкой)      «Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья); обедать (наливать, накладывать, отламывать,  есть, пить) и т.п.  хотя обогащение словаря происходит главным образом при непосредственном восприятии окружающего, однако словарную работу нельзя считать  при этом законченной. Очень нужна собственно языковая работа над словом.

Специалистами предлагается  целая система упражнений, направленная на:

  • подбор антонимов и синонимов к заданному слову;
  • отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках, договаривание предложений с антонимами;
  • составление предложений со словами-синонимами;
  • объяснение и сравнение значений слов;
  • рисование на тему многозначного слова;
  • нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках

      

     

свернуть
поделиться в: