Природа родного края

Видео о животных Беларуси

Животный мир Беларуси

Беларусь – красивая небольшая страна в центре Европы, обладающая уникальным природным и культурным наследием. И обусловлено это и её географическим расположением, и историческими событиями, происходившими на территории страны. Уникальная и красивейшая природа, сохранившая во многих местах свой первозданный вид, поистине позволяет Беларуси входить в мировой рейтинг стран мира, желаемых быть посещёнными туристами со всех уголков нашего большого земного шара. Охраняемые Национальные парки, природные заповедники и заказники позволяют защищать и сохранять редкие и исчезающие виды животных и растений, делая природу Беларуси ещё более уникальной и неповторимой.

Животный мир Беларуси настолько же многообразен, как и растительный мир. Такие богатые лесом, водными просторами земли не могут не быть густо населены прекрасными и интересными представителями фауны. Животный мир Беларуси представлен 76 видами млекопитающих. Ландшафтные и климатические условия белорусских земель позволяют уживаться на одной территории разнообразным животным: зубр, олень, лось, заяц, рысь, косуля, дикий кабан, белка, волк, белка, бобр и множество других, не менее привлекательных и интересных.

Здесь же, верхние этажи лесных просторов и воздушное пространство населяют порядка 300 видов птиц: дятел, синица, воробей, сойка, сова, соловей и много-много других. В республике живёт порядка 20 крайне редких и уникальных видов птиц – большая серая сова, камышевка и синица лазоревка. В Беларуси существует немало болотистых мест, которые формируют, целую отдельную экосистему со своим животным и растительным миром.

А какие редкие и интересные виды птиц населяют водные просторы республики: гагара красно– и чернозобая, гагара полярная, поганка большая и малая, поганка красно– и черношейная, баклан большой и малый, олуша северная, пеликан кудрявый и розовый, выпь и так можно продолжать до бесконечности.

Многие из представителей животного мира Беларуси занесены в Красную книгу и строго охраняются законом. Для них созданы и создаются заповедные зоны, Национальные парки и Государственные заказники. Наиболее известные среди них – это «Беловежская пуща», Березинский биосферный заповедник, «Нарочанские озёра», «Нарочанский», Припятский и др. Их деятельность охраняется и поддерживается ЮНЕСКО.

Невозможно не сказать несколько слов о самых ярких представителях животного мира Беларуси, которые в своём роде являются визитной карточкой страны.

Зубр



Зубр (европейский бизон) – самое крупное млекопитающее на территории Европы. Красавец высотой до 2-х метров и весом до 2 тонн имеет длинную гриву под шеей и на лбу. На относительно небольшой голове зубра некрупные рога. Передняя часть тела зубра массивная, с выраженной грудной клеткой, короткой шеей и широкой спиной, что формирует так называемый горб. Лоб большой и широкий. Период спаривания зубров приходится на август – октябрь. Зубры достаточно агрессивны в момент поиска самки. Беременность коровы длится порядка 9 месяцев и на свет в мае – июле появляется, как правило, 1 детёныш. Редко, но встречаются двойни. Через пару часов малыш уже стоит на ногах и до 7-12 месяцев вскармливается молоком матери.

Питаются зубры растительной пищей. В их рацион может входить молодая сочная трава, побеги растений, корни, жёлуди, ягоды, грибы, хвоя, мох и лишайники. Зимой под снегом добывают побеги деревьев и кустарников. За сутки летом зубр может съесть до 30-33 кг пищи и выпить до 50 л воды, самки чуть меньше. Естественная продолжительность жизни зубра 25 лет, в неволе до 30.

На сегодняшний день сохранились 2 генетические линии зубров – равнинный (беловежский) и кавказский. В Беларуси численность особей составляет порядка 4 тыс., проживающих как в естественной среде, так и в неволе. Поэтому зубр занесён в Красную книгу и строго охраняется законом.

Косуля

Косуля является аборигенным для Беларуси видом. На сегодняшний день популяция постоянно растет. Самцы достигают 90 см в холке, масса тела составляет 39 кг. В зависимости от времени года окрас варьируется от темно-серого до рыжего. Косули населяют смешанные леса, которые перемежаются полянами и лугами. Они питаются травами и водными растениями. Зимой источником питания служат ветки, почки и сухие листья. Обильные снега перекрывают доступ к еде, в суровые зимы возможна массовая гибель. Летом эти животные держатся поодиночке, а зимой собираются в стада. Самыми опасными естественными врагами выступают волк и лисица, которые могут преследовать косулю часами.

Белый аист

Перелетная птица, узнаваемая по длинной шее, острому клюву и широкому размаху крыльев. Длина тела составляет 100 см, вес самцов может достигать 3,6 кг. Аисты прилетают во второй половине марта. Они вьют гнезда на деревьях, а корм добывают на лугах и по берегам водоемов. Гнездо представляет собой грубое сооружение из веток. Аисты приступают к откладке яиц в начале мая. Нередко они выбрасывают из гнезда самых слабых птенцов. Такое явление объясняется нехваткой корма. В их рацион входят грызуны, рыбы, лягушки и змеи.

Лось

лось, сухая трава

Наибольшая численность животных наблюдается на севере Республики Беларусь. Высота в холке у самцов составляет до 230 см. В среднем лось весит около 370 кг. Главным отличием самца и его достоинством являются рога. Считается, что они нужны для привлечения самок и конкуренции с другими самцами. Чем больше на рогах пальцевидных отростков, тем старше животное. Весной и летом лоси обитают в местах, богатых зеленью: на вырубках, окраинах болот, речных поймах. Во второй половине лета они питаются кормовым люпином. Сосняки становятся домом лосей в холодное время года, здесь они объедают березы и сосны. Естественным врагом является волк.

Бобр речной

Бобры обитают в бассейнах рек Сожа, Березина, Днепр и Неман. Длина тела грызуна составляет 90 см, вес около 20 кг. С помощью широкого и плоского хвоста бобр развивает под водой скорость 10 км/ч. Животное также предупреждает сородичей об опасности, похлопывая хвостом по воде. Речные бобры населяют спокойные водоемы без резких колебаний уровня воды. На сухих берегах они роют норы для жилья, а на заболоченной местности сооружают хатки. Основу рациона составляет кора деревьев и кустарников. Летом бобры поедают тысячелистник, аир и крапиву. На зиму животные делают запасы пищи. Естественными врагами являются медведи и волки. Большинство бобров обитает в заповедниках и национальных парках страны.

Гадюка обыкновенная

Единственная ядовитая змея, которую можно встретить в Беларуси. Длина тела этого пресмыкающегося достигает 65 см, а масса — 180 г. На голове острой формы находится крестообразный рисунок. Кончик морды закруглен. По всему туловищу проходит зигзагообразная линия. Гадюка предпочитает смешанные леса, зарастающие гари, болота и берега водоемов. Змеи находят укрытия в корнях деревьев, трухлявых пнях и норах грызунов. Источником питания служат птенцы, мыши, лягушки и ящерицы. Гадюка убивает жертву укусом, а затем заглатывает убитое животное. Гадюки выступают добычей для ежей, барсуков, филинов и беркутов. На зиму они впадают в спячку и возвращаются на привычные места обитания в апреле. Кроме гадюки, отряд змей на территории страны представляют обыкновенная медянка и обыкновенный уж.

Барсук

барсук, в траве

Немногочисленный вид млекопитающих, занесенный в Красную книгу. Животное распространено по просторам Беларуси неравномерно, в некоторых районах он не обитает вообще. Длина тела может достигает 90 см без хвоста, а масса до 24 кг. Барсуки селятся в лиственных и смешанных лесах, на опушках и оврагах. Они избегают мест с высоким залеганием грунтовых вод, где невозможно рыть норы. Рацион разнообразен: личинки, жуки, грызуны, кроты; из растительной пищи: плоды яблони, груши, грибы, желуди и ягоды. Чтобы перезимовать, барсуку необходимо нагулять жир. В конце лета и осенью они активно отъедаются. Врагами барсуков выступают волки, рыси и бродячие собаки. Нередко барсучьи норы занимают енотовидные собаки и лисицы. Крупные популяции обитают на охраняемых территориях Беларуси.

 

свернуть

Растительный мир Беларуси

На территории республики Беларусь растительностью покрыто порядка 93 % территории. И она вся по-своему уникальна. Климатическое и рельефное разнообразие наложило отпечаток, в том числе и на растительный мир Беларуси. Здесь можно встретить редкие виды деревьев, кустарников и трав.

⅓ всего растительного мира занимают леса. Леса Беларуси насчитывают около 30 видов деревьев и 70 видов кустарников. На территории Беларуси образованы и действуют государственные природные заповедники и заказники, Национальные парки, природоохранные объекты, деятельность которых направлена в первую очередь на защиту исчезающих видов животных и растений, в том числе занесённых в Красную книгу.

Белорусские леса разнообразны и представлены в основном такими породами деревьев, как: сосна, ель, берёза, ольха, дуб. Также на лесных просторах растут липы, ясени, клёны и осины. Среди них много и ценных пород деревьев. Рассмотрим наиболее распространённые на территории страны деревья и кустарники:

  • дуб черешчатый – растёт повсеместно на территории Беларуси, но большая часть сосредоточена на юге страны. Дубовый лес разбавлен грабом, ясенем и клёном. Растёт как на плодородных почвах, так и не очень богатых и составляет 3% от всех лесов.
  • берёза бородавчатая и пушистая. Растут преимущественно на севере страны и занимают порядка 20% от всего леса. Белые стройные «красавицы» славятся не только своей красотой, но и ценной древесиной, широко используемой в промышленности.
  • чёрная и серая ольха. Ценнейшие породы древесины, широко используются в промышленных целях. Частота встречаемости составляет 20% от всех лесных массивов.
  • форзиция – символ наступления весны. Кустарник активно покрывается ярко-желтыми цветами на голых, еще безлистных ветвях. Растёт на плодородных почвах и достигает в высоту 2-3 метра.
  • чубушник – белый вестник мая. Активно покрывается белыми пушистыми цветками на длинных свисающих до земли ветках, источая приятный тонкий аромат. Расти кустарник, может до 2-3 м в ширину и высоту. Неприхотлив к почве, количеству влаги, но при длительной засухе может терять упругость веток.
  • барбарис Тунберга – разветвлённый кустарник с небольшими листьями, собранными в пучки. Различают разные сорта в зависимости от цвета листьев: красный, тёмно-зелёный, оранжевый и др. К осени на кусте появляются мелкие блестящие плоды.
  • кизильник блестящий – прекрасное растение для живой изгороди, что активно используется для оформления, как городских улиц, так и загородных домов. Устойчиво к засухе и морозу. Красивый куст с блестящими продолговатой формы листьями тёмно-зелёного цвета, которые к осени живописно меняют свою окраску на красные, оранжевые и жёлтые. Прекрасно будет себя чувствовать как на солнечном месте, так и в полутени.

Белорусский лес выступает не только источником древесины, но и выполняет ряд важных функций: экологическую, рекреационную, сельскохозяйственных заготовок и санитарно-оздоровительную.

В лесах сосредоточены многообразные пищевые, лекарственные, медоносные и другие хозяйственно-полезные ресурсы. По большей мере из ягод заготавливаются калина, черника, клюква, красная рябина, брусника. Лес также служит источником грибов и лекарственных трав.

Естественная растительность страны в основном представлена лиственными и хвойными лесами. На севере преобладают хвойные породы деревьев, особенно сосны и ели. В южных регионах больше лиственных пород, таких как дуб и граб. Береза распространена повсеместно, зачастую на местах вырубки и пожаров. На протяжении веков, расчистка лесных земель для сельскохозяйственного использования уничтожила большую часть девственного леса Беларуси, особенно лиственные породы, которые предпочитают богатые почвы.

Беловежская пуща на западной границе с Польшей является одним из крупнейших сохранившихся районов первобытных смешанных лесов в Европе, охватывающих более 3000 км². Богатая лесная растительность, когда-то покрывавшая большую часть Европы процветает здесь по сей день. Беловежская пуща является основным домом зубров, которые вымерли в дикой природе во время Первой мировой войны, но были повторно восстановлены благодаря разведению в неволе. Лось, олень и кабан также встречаются здесь и в других лесах Беларуси, вместе с зайцем, белкой, лисой, барсуком, куницей и бобром. Птицы включают рябчиков, куропаток, вальдшнепа, куликов и уток.

Состав растительного мира Беларуси формировался под влиянием климата и геологических изменений. Особое влияние на формирование флоры оказал последний ледниковый период. До сих пор на территории страны произрастают арктические виды ивы и березы, сохранились некоторые реликтовые растения. Расположение на границе двух географических областей объясняет наличие тундровых, степных и полупустынных видов. Наибольшее распространение получили растения широколиственных лесов.

Ниже представлены примеры некоторых представителей растительного мира Беларуси с кратким описанием и фото.

Альдрованда пузырчатая

Одним из представителей водной фауны страны является альдрованда. У этого краснокнижного многолетника отсутствует корневая система. Стебли ни за что не держатся, поэтому альдрованда свободно перемещается по водоему. Листья растения внешне похожи на пузырьки, отсюда и называние травы. На стеблях листочки располагаются пучками. Они являются ловушкой для дафний, инфузорий и личинок насекомых. Растение предпочитает стоячие и прогретые воздухом воды, в холоде листья-ловушки не работают. В настоящее время численность альдрованды сильно сократилась из-за загрязнения водоемов.

Тимофеевка луговая

Многолетнее растение из семейства злаковых достигает 80 см в высоту. У него полый прочный стебель и узкие листья голубовато-зеленого цвета. Соцветия представляют собой плотный цилиндр, длина которого 10 см. Тимофеевка растет на заливных лугах, близ дорог, в полях и редколесьях. Прекрасно чувствует себя на тяжелых почвах. Растение не любит засухи, устойчиво к влаге, хорошо переносит сильные морозы. Благодаря этим качествам используется для осушения торфяных болот. Тимофеевка обладает высокими кормовыми качествами. Ее семена входят в состав многих профессиональных газонных смесей.

Мать-и-мачеха

Корневищный многолетник распространен повсеместно. Он растет по берегам водоемов, на просеках, полянах, пустырях. Его стебли достигают 20 см, цветки ярко-желтого цвета в диаметре составляют 2 см. Мать-и-мачеха зацветает ранней весной, после того, как стает снег. Листья полностью развиваются только к началу лета. Они содержат в себе дубильные вещества, аскорбиновую кислоту, эфирные масла и флавоноиды. Настойки из листьев мать-и-мачехи оказывают отхаркивающее, обволакивающее и противовоспалительное действие, используются при заболеваниях верхних дыхательных путей. Корневище ползучее, развивается сразу на нескольких уровнях. Ветер разносит семена на большие расстояния. Мать-и-мачеха активно наносит урон сельскому хозяйству: растение засоряет посевы с полезными культурами.

Болиголов пятнистый

Двулетник из семейства зонтичных произрастает в оврагах, вдоль насыпей, у жилых домов, на огородах. Высота растения составляет 2 м, стержневой корень очень мощный. Особенностью болиголова является неприятный мышиный запах, исходящий от ствола. Мелкие цветки собраны в сложные зонтики, цветение продолжается все лето. Болиголов относится к крайне ядовитым растениям. Все его части содержат вещество, негативно влияющее на нервную систему человека. У пострадавшего начинается рвота, судороги, нарушение речи. В тяжелых случаях наступает восходящий паралич.

Медуница лекарственная

Травянистый многолетник, встречающийся в лесу, на полянах, по берегам рек, среди кустарниковых зарослей. Высота опушенных стеблей составляет 35 см. Бархатистые листья имеют яйцевидную форму с заостренным кончиком. На верхушках стеблей находятся соцветия, окрашенные в сине-фиолетовые и темно-розовые оттенки. По форме цветы схожи с колокольчиками. Растение является отличным медоносом. Листья содержат микроэлементы, дубильные вещества, аскорбиновую кислоту. Медуница обладает отхаркивающим и противовоспалительным свойствами. Отварами и настоями лечат воспаление желудка, заболевания легких и мочеполовой системы.

Астра степная

Реликтовый травянистый многолетник можно встретить на лугах, лесных полянах, опушках и среди кустарников. У астры прямостоячий стебель высотой 50 см, корневая система короткая, но толстая. Пышные соцветия окрашены в лилово-синие оттенки. Астра цветет с середины июля до сентября. Долгое время соцветия и корни заготавливали для медицинских целей. Сегодня астра степная внесена в Красную книгу республики Беларусь.

Ольха черная

Невысокое дерево растет на лесных опушках, по краям рек и болот, в лесополосе. Ствол ольхи, покрытый серой корой, почти всегда имеет искривленную форму. Широкие листья не желтеют осенью, они опадают зелеными. Дерево покрывается соцветиями-сережками в начале мая, плоды созревают в сентябре. Годовой прирост у молодой ольхи составляет 60 см. Она отличается высокой морозостойкостью. Шишки ольхи используют в качестве вяжущего и дезинфицирующего средства.

Береза повислая

Дерево высотой 15 м имеет ажурную крону. Молодые ветви густо усажены бородавками, листья треугольные, цветы собраны в сережки. Кора дерева белеет к восьмому году жизни. Береза предпочитает лесные и лесостепные зоны. Дерево хорошо переживает засуху, но не переносит застоя влаги. Березу повислую активно используют в хозяйстве, ландшафтном дизайне. Ее сок содержит витамины и микроэлементы.

Пихта белая

Максимальная высота дерева составляет 30 м. Пихта хорошо растет как в сосновых, так и в смешанных лесах. У нее серебристо-серая кора, местами покрытая смоляными пузырями. Мягкая хвоя сохраняет темно-зеленый цвет на протяжении всего года. Цилиндрические шишки сначала окрашены в пурпурный цвет, в зрелом возрасте они становятся темно-коричневыми. Пихта белая плохо переносит низкие температуры, при сильных заморозках нижняя часть дерева обмерзает.

Дуб

Высота листопадного дерева достигает 50 м, обхват ствола может превышать 2 м. Дубы известны своей продолжительностью жизни, возраст некоторых экземпляров достигает 500 лет. В естественных условиях они растут в смешанных лесах и в долинах рек. Высокую жизнеспособность обеспечивает мощная и разветвленная корневая система. Основной стержень может залегать на глубине 20 м. Продолговатые зеленые листья имеют округлые зубцы. Цвести и плодоносить деревья начинают с полувекового возраста. В середине сентября на ветках созревают плоды, желуди. Древесина отличается высокой прочностью, поэтому материал нашел применение в мебельной промышленности. Желудями кормят скот, кору дуба используют в народной медицине.



свернуть

Водные пространства Беларуси

Природа Беларуси уникальная ещё и наличием в ней большого количества водных пространств – это озёра и реки.

Озёра Беларуси

Озёра занимают практически весь север страны, хотя и другие районы тоже ими богаты и их количество по всей стране насчитывает порядка 11 тысяч. Среди них есть как крупные, которыми славится Беларусь далеко за своими пределами – озеро Нарочь, Браславские озёра, Освейское, Дривяты, Струсто и Снуды, Долгое, так и многие другие, не менее красивые и притягивающие на свои берега полюбоваться красотой и уникальностью белорусской природы. Озёра северной части страны образовались на месте ледника, существовавшего миллионы лет назад. И их количество насчитывает порядка 3 тысяч. Не меньше озёр и в центральной части страны, среди которых знаменитое Червоное озеро (или Князь-озеро), Выгонощанское, Чёрное и другие.

Среди множества озер Беларуси присутствуют как маленькие, так и большие, глубокие и не очень, идеально круглые и причудливой формы, за что Беларусь и получила романтическое название «синеокая».

Реки Беларуси

Не менее важное значение в ландшафте, климате, разнообразии растительного и животного мира имеют реки Беларуси. Их общее количество насчитывает порядка 20 тысяч общей протяжённостью 90 тысяч км. На территории Беларуси пересекаются 3 крупные реки, формируя так называемый транспортный путь – Неман, Двина и Днепр. Он активно использовался в древние времена как торговый и транспортный путь «из варяг в греки».

Белорусские реки впадают в бассейн Черного и Балтийского морей. Самой длинной и полноводной из них является Днепр. Почти 700 км протяженности по территории страны занимает эта красивая река. Она пересекает территорию двух областей, расположив на себе довольно крупные города страны: Могилев (областной центр), Быхов, Шклов, Орша, Жлобин, Речица и др. 2 из них являются портовыми. По Днепру сплавляют грузы и пассажиров.

Не менее длинной рекой на территории Беларуси является известная в мире река Березина. Даже сам великий Наполеон в декабре 1812 года не смог покорить эту, ставшую для него «судьбоносной», реку. Порядка 610-615 км занимает по протяженности Березина на территории страны, расположив на своих берегах такие города как: Борисов, Бобруйск, Березино и Светлогорск. Березина, являясь правым притоком Днепра, стала водоразделом между бассейнами Балтийского и Чёрного морей.

Не менее красивой и притом самой чистой по праву является река Неман. Пересекает территорию Беларуси и Литвы. На берегах реки расположились в основном небольшие города, не имеющие промышленных предприятий, и областной центр Гродно, являющийся речным портом. Впадает Неман в Днепр.

Пожалуй, самая многострадальная река Беларуси Свислочь. Берёт своё начало недалеко от столицы республики Беларусь г. Минска и впадает в реку Березину около деревни под одноимённым названием Свислочь Осиповичского района. За последние годы бурного развития г. Минска, к сожалению, экологическое состояние Свислочи значительно пострадало за счёт сточных вод большого количества предприятий. Свою «нехорошую» лепту вносит эта река в экологические проблемы, регулярно возникающие в водном бассейне реки Днепр.

Мы решили выделить 7 самых известных и красивых достояний синеокой Беларуси, где Вы смогли бы здорово отдохнуть и проникнуться духом девственной и чистой белорусской природы.

1. Браславские озера

50 озер в окрестностях Браслава отличаются друг от друга величиной, глубиной, цветом и даже запахом воды.

реки и озера беларуси

В лесах нацпарка живут лоси, медведи, кабаны, косули, волки, рыси. Здесь водится около 30 видов рыб, среди которых угорь, судак, щука, налим.

7a519de5101c264a5f1ea74a805a4524.jpg



2. Нарочь и Голубые озера

Еще в первой половине ХХ века польские промышленники построили на западном берегу Нарочи несколько вилл, ресторан, яхт-клуб и пристань для парусных лодок.

реки и озера беларуси

Сегодня Нарочь – известнейший курорт страны. Находящиеся рядом Голубые озера не уступают Нарочи в популярности, и в летний сезон туда устремляется большой поток туристов.

реки и озера беларуси

На берегу Нарочи стоит курортный поселок, где расположены санатории, пансионаты, дома отдыха. У каждой из 13-и здравниц, есть свой, открытый для всех туристов пляж. На всех пляжах работают пункты проката лодок, катамаранов, водных лыж, велосипедов.

ui-523fd0e7592c44.18435288.jpeg

3. Река Березина

Ее длина более 600 километров, а ширина колеблется от 100 до 300 метров. Берега реки лесистые и очень высокие - их высота порой достигает 15 метров.

Река Березина

Самым привлекательным туристическим регионом здесь считается Борисовский район. Так, многие туристы приезжают в деревню Студенка – по мнению одних, здесь произошло поражение Наполеона, а по версии других, проявился его полководческий гений. Теперь на бывшем поле сражения установлены памятники в честь войны 1812 года.

Река Березина

Множество исторических достопримечательностей расположились прямо вдоль реки, что особенно нравится туристам-водникам.

t2_nature_2.jpg

4. Сарочанские озера

-Белое.04.2010.Сарочанские Озёра..JPG

14 великолепных озер и водоемов называют жемчужным ожерельем Островетчины. Расположенные одно за другим, Сорочанские озера образуют шикарную водную нить длиной в 18 километров. Ценителям девственной природы придутся по душе прогулки по озерным берегам, открытым возвышенностям с прекрасными панорамами, дремучим лесам и крутым каньонам.

p102.jpg

Заказник "Сарочанские озера" был создан в мае 2006 года, а его площадь составляет 13 480 га. 12 тысяч лет назад по его территории прошелся Валдайско-Московский ледник. Спустя время заполненные водой рытвины стали прекрасными озерами.

5. Река Вилия и Вилейское водохранилище

реки и озера беларуси

Самый большой искусственный водоем Беларуси расположился на самой извилистой нашей реке – Вилии. С берегов Вилейского водохранилища открываются чудесные виды на водную гладь, река прекрасно подходит для байдарочных походов – каждый год в ее водном репертуаре появляются новые маршруты.

реки и озера беларуси

Вилейское водохранилище было построено в начале 70-х годов для того, чтобы увеличить поступление воды в Минск. В послевоенное десятилетие столица заново отстраивалась и постепенно превращалась в крупный промышленный и культурный центр. Ее населению, численность которого уже превышала миллион, вод Свислочи было недостаточно. Теперь водохранилище используется и в туризме. Его высокие, покрытые соснами берега оценили туристы, каждый год приезжая сюда с палатками.

реки и озера беларуси

6. Река Припять

реки и озера беларуси

Пожалуй, наиболее точно описывает характер реки название "Полесская Амазония". Сплавляясь по Припяти, туристы узнают самобытную белорусскую культуру, любуются могучими дубравами, слушают звонкое пение птиц и… ловят рыбу.

реки и озера беларуси

Из всех 500 километров Припяти наиболее развит в туристическом плане отрезок реки, который протекает по территории Национального парка "Припятский".
Любителей водных путешествий в парке ждет богатый выбор "транспорта": на речную прогулку можно отправиться на теплоходах, катерах, баржах, моторных и весельных лодках, челнах.
Для наблюдения за животными и птицами разработаны водные, пешеходные, автомобильные маршруты. Можно также использовать засидки и вышки, подходящие для фотосъемки сюжетов дикой природы.

реки и озера беларуси

7. Река Неман

реки и озера беларуси

459 километров бежит Неман по территории Беларуси. Его берега живописны, но наиболее удобное место для отдыха на Немане в Лидском районе.
Символом Беларуси Неман называют по многим причинам. Река старая - ее пойма начала формироваться около десяти тысяч лет назад. Неман был источником жизни для людей, его воды служили торговым путем, объединявшим города и поселения Великого княжества Литовского, а на его берегах вырастали оборонительные замки и крепости. Стены крепостных сооружений XI–XIV веков, возвышающиеся над рекой, можно увидеть и сегодня. Русло Немана извилисто с множеством мелей, перекатов, песчаных островов.

реки и озера беларуси

Плывя по течению Немана, не забывайте оглядываться по сторонам: его берега богаты природными, культурными и археологическими памятниками. На берегах реки сохранились стоянки первобытных людей эпохи каменного и раннего железного веков, селища VIII-XI веков. По Неману проходила линия обороны, и на его берегах до сих пор можно встретить доты первой мировой войны и партизанские лагеря второй.

5915586_xlarge.jpg

Далеко не все реки рассмотрены. Однако надо отметить, что ещё огромное количество рек республики Беларусь, и больших и маленьких, становятся местом активного отдыха местных жителей и туристов. Здесь можно с удовольствием порыбачить, покататься на лодке и водных лыжах, понаблюдать за интересными, а порой и редкими представителями белорусской флоры и фауны, полюбоваться удивительным закатом или рассветом над водной гладью реки.

Водные ресурсы Республики Беларусь - инфографика БЕЛТА

свернуть

Белорусский ландшафт

93 % земель республики Беларусь покрыты растительностью, ⅓ из которых составляют леса и это порядка 40%. Это поистине природные богатства Беларуси, чем особенно славится эта страна, и называется из-за этого «лёгкими Европы». Лесные массивы страны представлены в большинстве своём хвойными породами деревьев, мягколиственными (ольха, осина, берёза и др.) и твердолиственными породами деревьев (дуб). Благодаря этому страна выступает одним из крупных импортёров древесины по всему миру.

Белорусские леса выполняют не только хозяйственную роль, выступая источником ценных пород древесины. Они выполняют и экологические функции, улучшая состояние атмосферы на территории не только страны, но и всей центральной и восточной Европы. 50% лесов республики используются в хозяйственных целях, являясь источником не только древесины, но и ягод, грибов, лекарственного и дикорастущего сырья. Остальная часть лесов выполняет оздоровительные, санитарные и водоохранные функции.

Лесные массивы, исходя из преобладания тех или иных видов пород деревьев, делятся ботаниками на определённые зоны, наиболее известными из которых являются: Беловежская пуща, берёзовые рощи, ольховые и осиновые леса, дубовые дубравы. Это деление определяет и распространение на территориях страны той или иной флоры и фауны.

Нарочанский парк голубые озера

 

Беларусь - удивительная страна со множеством уникальных ландшафтов. От бескрайних лесов до живописных озер и рек - здесь каждый найдет что-то по своему вкусу.

 
 
Луга Белоруссии
 
ЛУГА БЕЛАРУСИ
Тоскана Италия зелёные холмы
 
БРАСЛАВСКИЕ ОЗЕРА 
Озеро долгое Витебская область
 
ОЗЕРО ДОЛГОЕ ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ
Просторы Беларуси
НАРОЧАНСКИЙ ПАРК БЕЛАРУСЬ
Моренные равнины Дании
 
 
ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ БРАСЛАВСКИЕ ОЗЕРА
Холмистая местность в Белоруссии
 
ХОЛМИСТАЯ МЕСТНОСТЬ В БЕЛАРУСИ
 
Полесская низменность
 
ПОЛЕССКАЯ НИЗМЕННОСТЬ
Холмистая равнина Карелии

Леса

Леса Беларуси - это настоящий природный сокровищниц. Величественные дубы, сосны и ели простираются на протяжении многих километров, создавая уникальные зеленые пейзажи. Здесь вы сможете насладиться тишиной и спокойствием, погрузиться в атмосферу природного уединения.

Достопримечательности Белоруссии Нарочанский национальный парк
 
 НАРОЧАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК
 
Озера Браславские вид с холма
 
ОЗЕРА БРАСЛАВСКИЕ ВИД С ХОЛМА
Солотча Извилистая река
 

 
БЕЛОВЕЖСКАЯ ПУЩА СВЕРХУ
Оршанско-Могилевская равнина
 
ОРШАНСКО-МОГИЛЕВСКАЯ РАВНИНА
 
Холмистая равнина Владимирской области
 
ОЗЕРО НАРОЧЬ ВИД СВЕРХУ
 
Шварцвальд Германия река
 
 
 
 
Гора Дзержинская Беларусь
62
ГОРА ДЗЕРЖИНСКАЯ БЕЛАРУСЬ
Республиканский биологический заказник Днепро-Сожский
63
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАКАЗНИК ДНЕПРО-СОЖСКИЙ
Чехии равнины горы чешский лес
 
 
свернуть

Природа, флора и фауна Беларуси

Республика Беларусь – небольшая, но очень красивая страна в центре Европы. Не зря её называют Беларусь «синеокая». Беларусь славится своей природой. Густые зелёные леса, широкие бескрайние луга с цветущими травами, возделанные рукой человека поля, среди которых по всей территории страны разбросано огромное количество озёр и рек. И если посмотреть с высоты птичьего полёта, то и напоминает это всё синие глубокие выразительные глаза. Отсюда и название «синеокая».

За свою природную красоту и уникальную природу со всем многообразием растительного и животного мира Беларусь славится по всему миру и вызывает интерес у туристов из многих уголков земного шара.

Общие сведения и особенности природы Беларуси
Географическое расположение

Беларусь на карте мира
Беларусь, официальное название Республика Беларусь, географически расположена в самом центре Европы. Территориально Беларусь граничит с 5-ю странами: на севере – с Латвией, северо-западе – с Литвой, на западе – с Польшей, на востоке – с Россией и на юге – с Украиной. Вся территория Республики Беларусь занимает чуть больше 200 тыс. кв. км, что ставит её по площади на 86 место среди мировых держав. Эта достаточно крупная страна не имеет выхода к мировому океану. Однако это не делает её менее привлекательной для туристов со всего мира. И обусловлен этот интерес уникальностью природы «синеокой» Беларуси.

Рельеф

Рельеф Беларуси по большей мере равнинно-холмистый. Для территории страны характерны чередование равнин, возвышенностей и низменных участков, представленных болотами и озёрами. Большую часть страны занимают равнины высотой не более 150-200 м над уровнем моря. И лишь центр страны имеет ряд возвышенностей, называемых Белорусской грядой. Самая высокая из них – это Дзержинская гора высотой 345 м, расположенная на Минской возвышенности.

Климат

Географическое расположение Беларуси определяет и климат этой страны – умеренно-континентальный, формируемый под влиянием атлантических воздушных масс. Для республики характерно:

  • непродолжительное тёплое лето со средней температурой воздуха +18+22оС в июле;
  • достаточно дождливая осень и такая же весна;
  • относительно мягкая, временами холодная зима. Средняя температура воздуха зимой -4-8оС, но может опускаться и ниже.

Особое влияние на климат оказывают атлантические циклоны, приносящие на территорию Беларуси то резко жаркую погоду летом, то слишком холодную, морозную и снежную зимой. Равнинный рельеф не препятствует свободному передвижению воздушных масс в разных направлениях, определяя тем самым формирование климата.

свернуть

Природа белорусского края

Республика Беларусь имеет равнинную поверхность. Общая площадь земель - 20,8 млн га. Гектар - это мера площади, которая представляет собой квадрат со сторонами 100 м.

Белорусская земля очень богата. В ее недрах выявлено более 4 тыс. месторождений полезных ископаемых. Наша страна полностью обеспечивает свои потребности в калийных и поваренных солях, керамических глинах, строительных песках, строительном камне, пресных и минеральных водах.Из-за отсутствия собственных ресурсов в Беларусь завозят нефть, газ, уголь, гипс и другие полезные ископаемые. 

Беларусь - край рек и озер, не зря ее называют синеокой. 

Большинство озер расположено на севере страны - в Белорусском Поозерье. Образовались они еще в ледниковый период. Ледниковый период - древнее длительное похолодание, когда ледники полностью или частично покрывали Беларусь. Огромные ледниковые глыбы значительно изменили природный ландшафт нашей страны. Созданные ими  впадины и углубления после таяния ледника заполнились водой. Всего в Беларуси около 11 тыс. озер. Они используются в промышленности и быту, являются источником питьевой воды, местом обитания многих животных и рыб.
В нашей стране более 20,8 тыс. рек и ручьев. Их общая протяженность - 90,6 тыс. км. Это в два с лишним раза длиннее экватора. Экватор - это воображаемая линия, которая проходит посередине земного шара.
В Беларуси много подземных пресных вод. Они залегают в основном на глубинах от нескольких до 200 м.
Во всем мире наша страна известна своими болотами. Их называют "легкими Европы". Белорусские болота играют важную роль в природе. Они способствуют очищению воздуха от углекислого газа, сохранению редких видов растений и животных. 

Белорусские леса - гордость нашей страны и ценный ресурс, а лесное хозяйство - одна из важных отраслей отечественной экономики.

Леса существенно влияют на экологию. Настоящая гордость Беларуси - Беловежская пуща, не измененная за много веков человеческой деятельностью. Отдельным деревьям пущи 600-800 лет.
Беларусь имеет очень разнообразный растительный мир. Всего в стране насчитывается около 14 тыс. видов растений. Более 500 видов используются в народном хозяйстве. Например, рожь, пшеница, кукуруза, картофель, свекла и многие другие.
В природе Беларуси встречаются редкие растения. Для учета и защиты их заносят в Красную книгу. Красная книга - это перечень редких видов растений и животных на территории нашей страны, которым грозит исчезновение. В Красную книгу Республики Беларусь внесены 303 вида растений, они охраняются государством. 

Очень богат животный мир Беларуси. Всего насчитывается около 27,1 тыс. видов разнообразных животных. 

Сюда включены беспозвоночные, птицы, млекопитающие, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. Наиболее известные представители животного мира Беларуси - это лось, кабан, косуля, заяц (русак и беляк), белка, лисица, олень, бобр, куница и многие другие.
Некоторые животные занесены в Красную книгу. В настоящее время государством охраняется 202 вида.
Одним из уникальных млекопитающих является европейский зубр, численность популяции которого достигла 1886 особей. В северных лесах страны обитают не менее 100 медведей. Волков в Беларуси насчитывается около 2 тыс., в отличие от большей части территории Европы, где этот зверь истреблен. Наибольшим разнообразием отличаются птицы, количество их видов в два раза превышает число видов млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных вместе взятых. 

Источник: Пресс-служба Президента Республики Беларусь, 2022
https://president.gov.by/ru/president/detjam/nature

 

свернуть

Рекомендации «Играя, познаем природу»

«Игры по экологии в детском саду»

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.

Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе можно использовать многие виды игр. С малышами используют очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены, прежде всего, в дидактических играх.

Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

Классификация экологических игр:

• ролевые;

• имитационные;

• соревновательные;

• дидактические;

• игры-путешествия.

Особенности ролевых экологических игр.

В процессе ролевых экологических игр ребенок имеет возможность моделировать социальное содержание экологической деятельности: «Больница для животных», «Магазин «Фрукты и овощи»», «Лесная аптека» и др.

Например, целью ролевой игры «Строительство города» является формирование у детей представление о том, что строительство осуществляется только при условии соблюдения экологических норм и правил.

Особенности соревновательных экологических игр.

Соревновательные экологические игры такие как: КВН, конкурсы, «Поле чудес», экологические викторины стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков.

Особенности экологических игр-путешествий.

В экологических играх-путешествиях дошкольники с помощью ТСО (технических средств обучения) попадают на морское дно или Северный полюс и т. д. Например: «Поездка в зоопарк», «Прогулка в лес», «Посещение выставки картин о природе», «Поездка в деревню к бабушке» и др.

Особенности экологических дидактических игр.

Дидактические игры в экологическом воспитании занимают одно из главных мест в работе с дошкольниками: «Кто потерялся?», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «Две корзины», «Что будет, если?», «Птицы, рыбы, звери», «Цепочка», «Воздух, земля, вода», «Летает, плавает, бегает» и др.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Используя игры и игровые ситуации  дети станут более внимательными и задают много дополнительных интересующих их вопросов.

свернуть

 Познавательное отношение к природе как задача экологического воспитания детей.

Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.

Ребенка  дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы и способность находить ответы на них. Такой дошкольник склонен к экспериментированию, к активной поисковой деятельности. Он может длительно сосредотачиваться на интересующей его проблеме: изучать жизнь муравейника; экспериментировать – какие предметы плавают, а какие тонут, придумывать новые конструкции.

При усвоении новых знаний он задает взрослому много вопросов, пытается самостоятельно найти связь с личным опытом, высказывает оригинальные догадки, предположения, другими словами, проявляет творческое отношение к объекту и процессу познания. Таким образом, показателем интереса ребенка служат его вопросы и суждения, благодаря которым малыш постигает мир вокруг себя.

Развитие любознательности, потребности узнать новое – одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой деятельности, познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное развитие. Знания детей и уровень развития познавательных интересов способствуют усвоению знаний, так как являются побудительной силой к их приобретению; с другой стороны, познавательные интересы развиваются на основе знаний.

До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми.

Побуждение к интеллектуальной активности с помощью элементарной поисковой деятельности в процессе овладения знаниями о природе приведет к формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Указанный выше факт доказан в исследовании, проведенном и описанном Л.М.Маневцовой. Так, данное исследование проходило в три этапа. На первом этапе необходимо было накопить запас конкретных представлений у детей о тех явлениях природы, которые впоследствии будут осваиваться ими с помощью поисковой деятельности, сформировать элементарную деятельность наблюдения.

На втором этапе следовало научить детей использовать поисковую деятельность в решении познавательных задач, поставленных воспитателем. На третьем этапе надо было совершенствовать поисковую деятельность детей за счет усиления самостоятельности в решении познавательных задач, поставленных воспитателем, а также в процессе решения задач, поставленных детьми самостоятельно.

В результате проведенной работы по обучению детей поисковой деятельности в процессе освоения знаний о природе можно сделать следующие выводы:

Организация поисковой деятельности наиболее эффективна при освоении детьми причинно-следственных и других связей и отношений между предметами и явлениями природы, их свойствами и качествами. При этом необходим постепенный переход от усвоения связей и отношений однозначного характера к усвоению причин, лежащих в основе ряда сходных факторов, и к усвоению более сложных связей.

Организация систематической поисковой деятельности приводит к познавательному интересу, который проявляется в активном включении всех детей в занятия, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.

Развитие познавательного интереса проходит путь от проявления эмоциональной отзывчивости к окружающему и выделения внешних качеств предметов к выделению внутренних связей и отношений, к самостоятельной постановке познавательных задач и первым попыткам решать их с помощью наблюдений, опытов, рассуждений.

Познание природы детьми раннего возраста – это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними.

Взрослый обращает внимание ребенка на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега. Помогая ребенку активно познавать природу (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить) следует ненавязчиво предлагать ему экологически целесообразные виды деятельности в природе взамен тех, которые он иногда практикует.

Если малыш хлещет веткой по траве, то можно предложить ему послушать, как она шуршит, а затем практически убедится, насколько звучнее стучать по асфальту, камням, увлекательнее ходить по песку.

При оказании поддержки вхождению наших маленьких воспитанников в мир природы, знакомству, приобщению, единению с ней важны опора на чувственное познание, сенсомоторику малыша, его наглядно-действенное мышление, особенности эмоциональной сферы, содействие в накоплении позитивного опыта общения с природой, зарождение интереса, радости от этого процесса

Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

Решающую роль в экологическом воспитании младших школьников играет взаимодействие детского сада с семьей воспитанника. Подобное сотрудничество необходимо во всех возрастных группах, но в младшем дошкольном возрасте без него фактически невозможна реальная организация экологического воспитания и обучения. Без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у дошкольника. Действенная, настоящая любовь к природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример положительного отношения к природе взрослого.

Таким образом, детям особенно интересны предметы и явления окружающего мира. Именно эта детская любознательность, подогретая темой и содержанием дидактической игры, может зародить искру для новых поисков, проектов, открытий и станет стимулом для заинтересованного изучения экологической дисциплины.

свернуть

Информационный лист "Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов"

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе.

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия – сенсорное воспитание – составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. В практической работе исследователи и воспитатели уделяют прежде всего внимание прежде всего организации наблюдений за объектами природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной воспроизводящей деятельностью.

Самые первые наблюдения можно организовывать с детьми уже 3-4 лет: за изменениями температуры – на улице тепло/холодно/жарко; за осадками – идет снег/дождь. При этом не только констатируются факты, а используются различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю.

Во время наблюдений за растениями, дети рассматривают форму листьев, следят за их движением, слушают шум деревьев при порывах ветра. Организуя наблюдение со старшими можно удлинить сроки наблюдения и расширить тематику. Например, не только наблюдали за характером погоды, но и обращали внимание детей на небо: голубое, чистое, без облаков; в такой день ярко светит солнце. Это ясное небо. Если на небе тучи и оно темное, серое, то будет пасмурный день. Изменяется и характер наблюдения за растениями, отмечались окраска листьев, цветков, вид посадки (рядами, одиночными растениями).

В ненастные дни, когда пребывание на воздухе прекращается, можно проводить наблюдение за комнатными растениями, сравнивать размер, форму и окраску листьев и цветков. Наблюдение за одним и тем же объектом периодически повторяем. Этот дает возможность закрепить образ предмета, явления, уточнить его детали.

Таким образом, важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

Рекомендации для родителей по вопросу воспитания у детей познавательных интересов к природе.

1.  Предоставляйте ребенку возможность самостоятельного поиска ответов – это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы; 
2.  Отвечайте на все детские вопросы точно и доступно 
3.  Учите ребенка не только задать вопрос, но и самому предпринимать попытки к нахождению ответа на него. 
4. Поощряйте любознательность ребенка. Потребность узнавать новое – важное и ценное качество. 
5.  Хвалите ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию 
6.  Умейте показать вашему ребенку, что бояться задавать вопросы не нужно, ведь не знать что-то не стыдно, стыдно не узнать, когда можно это сделать. 
7.  Не смейтесь над ребенком, задавшим слабый вопрос: он имеет право на ошибку.

свернуть

Консультация «Воспитание любви к Родине через природу родного края»

  С чего начинается Родина? Все мы хорошо помним слова из знакомой песни. Может с детского сада, где малыш проводит первые годы своей жизни, со двора, где он играет с друзьями, с родного города, где он родился, с березки, которая растет у дома. Все, что окружает человека с детства, все, что дорого ему, это и есть родные края, родные места, его Родина. Любить Родину, это не только любоваться ее красотой, это прежде всего охранять ее, бережно относиться к ее объектам.

  В общении с природой важно научить детей взаимодействовать с ней. С одной стороны, это должно быть достаточно уверенное, адекватное поведение в природной среде, с другой – бережное обращение с растениями и животными. Достичь этого можно, если умело сочетать практические методы, использовать самостоятельность и активность детей.

  Проповедуя деятельностный подход в экологическом воспитании, необходимо обеспечить ребенку возможность общаться с природой, реализовывать свои знания в различных ситуациях, оказывать посильную помощь тем животным и растениям, которые в ней нуждаются важно, чтобы дошкольник знал, как он может и должен действовать в природе, а не только то, чего он делать не должен. Необходимо формировать эмоциональное отношение к природе, чтобы дети радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы природный мир родного края был неотъемлемой частью мира каждого ребенка.

  Первичной должна быть задача нравственного поведения в природе, умение замечать в ней неблагополучие и устранять их. Чтобы сохранить природу, любить ее, необходимо жить в гармонии с окружающим миром. Во многом это зависит от нас с вами, от радости общения с природой, которую мы дадим нашим детям. Мы радуемся зеленой траве, снежному полю, поющим птицам, всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. Чтобы воспитывать детей, нужно наполнить сначала свою душу добром, счастьем, мечтой. Мечта родителей– растить отзывчивых, добрых, милосердных детей, учить их экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому, способствовать развитью бережного, ответственного, позитивного отношения к природе, окружающему, развивать интерес, воспитывать любовь к родному краю.

     Влияние природы на ребенка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами или явлениями: это происходит на занятиях, на прогулке, во время наблюдения, чтения стихов, рассказов, труда в природе и уголках природы, рассматривания иллюстраций в книгах о природе нашего края и т.д. Такое общение с окружающим формирует в детях любовь к своей Родине, дошкольники получают элементарные географические сведения о родном крае.

  На непосредственно — образовательной деятельности рассказываем о природоохранной работе региона, редких экземплярах растительного и животного мира наших мест.

   Приобщению детей к миру природы способствует беседа, которая предваряет или завершает другие экологические мероприятия. В ходе беседы у детей формируется убеждение о необходимости и возможности оказания помощи природе, сохранения красоты и богатств, воспитания любви к ней. Тематика бесед разнообразна: «Мы – друзья природы», «Природа – наш дом», «Берегите лес», «О чем рассказывает Красная книга».

  Огромную роль в ознакомлении детей с природой родного края играет художественная литература, которая воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. Знакомим детей с произведениями художественной литературы русских и мордовских писателей и поэтов, которые уделяли теме природы большое значение.

В сказках, стихах, рассказах В.Бианки «Синичкин календарь», М.Пришвина «Последние грибы», С.Есенина «Нивы сжаты», «Заколдован невидимкой», К.Ушинского «Почему опустел лес», И.Бунина «Первый снег» необычайно тонко раскрывалась красота родной природы, выражалось проникновенное лирическое чувство, ощущение родины.

Природоведческая книга помогает ребенку внимательнее присмотреться к окружающей природе, учит правильно воспринимать ее.

Воспитать настоящего человека без любви к Родине, природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно.

И как отрадно видеть, что наши усилия по воспитанию экологической культуры, любви к родной природе не пропали.

 Таким образом, мы взрослые, привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, милосердие, трудолюбие, любовь. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой.
 
 
 
 
 

свернуть