Вы решили отдать своего ребенка в учреждение дошкольного образования? Но вот вопрос - как он сам воспримет то, что мама, которая раньше постоянно была рядом, теперь будет появляться только вечером, а вместо нее целый день придется быть с воспитателем и еще десятком других ребятишек, каждый из которых претендует на ее внимание? Как вообще происходит эта самая адаптация и что это, собственно говоря, такое?
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., как вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Поэтому ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Кстати, мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
О том, насколько тяжел период адаптации к учреждению дошкольного образования для малыша, написано много книг и статей. Но часто и мама малыша подвергается сильному стрессу, порой совершенно неожиданно для себя.
Накануне первого дня
Не только малыш готовится к своему первому дню в новом коллективе. Мама тоже должна как следует подготовиться, чтобы первый день не стал сумбурным, чтобы все прошло как можно более гладко (насколько это возможно!).
Заранее поговорите с воспитательницей. Она продиктует вам список всего необходимого, что надо иметь с собой в первый и последующие дни. Список может включать, запасные комплекты одежды, полотенца, салфетки, расческу, сменную обувь, трусики или колготки, носочки, а также справку от врача, включающую в себя информацию о прививках.
Узнайте также, к которому часу нужно привести ребенка, допускаются ли опоздания, каков режим группы, чем детей кормят и какое расписание приемов пищи и сна. Заранее попытайтесь приблизить режим своего ребенка к режиму учреждения дошкольного образования, постепенно измените его рацион, так, чтобы он был более или менее похож на питание в группе.
Сделайте все приготовления заранее. Накануне вечером сложите все необходимый вещи (выстиранные, выглаженные и подписанные), решите, что ваш ребенок наденет (если он достаточно большой, предоставьте этот выбор ему) и какие вещи он возьмет в качестве запасных. Заведите будильник с таким рассчетом, чтобы утром было достаточно времени на все сборы и приготовления. Заранее продумайте, какой дорогой вы будете ходить или ездить в садик, сколько времени она занимает и во сколько надо выйти из дому.
Хорошенько продумайте и запомните все вопросы, которые Вы хотите задать воспитательнице, не забудьте напомнить ей, что Вы оставляете в рюкзачке ребенка его любимые вещи. Если боитесь что-то забыть, напишите список вопросов. Заранее подготовьте детский гардероб, посоветуйтесь с воспитательницей и родителями других детей. Скорее всего, платьица не будут приветствоваться - сидя на песке, девочка будет пачкать трусики. Также не очень удобны брючки на бретельках и "бодики" (футболки с застежкой между ножками) - ребенок не сможет самостоятельно раздеться, чтобы сесть на горшок. Слишком дорогая одежда, требующая особого ухода, может быстро прийти в негодность от столкновения с песком, пластилином, красками и супом. Обувь лучше всего покупать с застежкой на "липучку", тогда ребенок быстро научится сам снимать и надевать ботиночки.
"Тетя"-воспитательница
Заранее познакомьтесь со всеми воспитательницами в группе, запомните их имена. Убедитесь, что в распоряжении воспитательницы есть список всех ваших телефонов (домашний, рабочий, мобильный, телефон мужа, бабушки и т.д.) на случай, если вы срочно понадобитесь.
Если Ваш ребенок склонен в аллергии на тот или иной продукт или лекарство, обязательно поставьте персонал УДО в известность и убедитесь, что эта информация правильно и четко записана. Часто ребенок из всех воспитательниц выбирает одну и в ней видит временную замену маме. Постарайтесь выяснить, кому именно оказывает предпочтение Ваш малыш, и общайтесь с ней - тогда Вам удастся услышать больше милых подробностей о своей крохе.
Бедный малыш
Мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача малыша. Особенно, когда этот плач сопровождает ее каждое утро в течение нескольких недель и потом весь день звучит отголоском в ее памяти. Через это надо пройти, если Вам действительно нужен садик (а иначе не надо и начинать!). Уходя - уходите. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора, или подслушивая под дверью. Кстати, дети часто быстро успокаиваются сразу после того, как мама уходит.
Первые дни и даже недели могут быть тяжелыми - ребенок может отказываться от "садиковой" еды, плохо спать днем, сильно уставать, много плакать, выглядеть вялым и подавленным... Естественные чувства любой матери - жалость, сострадание и, возможно, даже чувство вины за причиненные ребенку страдания. Все эти чувства усугубляются тем, что мама мало чем может помочь своему ребенку, по крайней мере, пока он находится в учреждении дошкольного образования.
Как справляться с таким состоянием? Во-первых, будьте уверены и последовательны в своем решении. Будьте оптимистичны сами и заражайте этим оптимизмом окружающих. Не показывайте ребенку своей тревоги. Поделитесь своими переживаниями с мужем, своими или его родителями, подругами и коллегами по работе (но не при ребенке и не по домашнему телефону!) - Вы услышите много утешительных историй про то, как дети привыкали к садику и потом не хотели оттуда уходить. Вы с удивлением обнаружите, что по прошествии нескольких лет родители вообще с трудом вспоминают о трудностях первых дней в учреждении дошкольного образования. Если вы посещали садик, попытайтесь вспомнить свое детство - многие взрослые помнят только последние пару лет перед школой и их воспоминания включают только игры и утренники, боль расставания с родителями в памяти не сохраняется. Если Вы помните какие-то отрицательные моменты, подумайте, как вы можете помочь своему ребенку с ними справиться, чего вы ожидали от своих родителей, когда были ребенком.
Не переносите на ребенка свой детский негативный опыт. Если Вам в садике было плохо, Вас обижали дети, или воспитатели были жестоки или несправедливы - это не значит, что Ваш ребенок пройдет тот же путь. Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении учреждении дошкольного образования - неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.
Я по тебе скучаю
Маме, которая с рождения ребенка сидела с ним дома и практически не расставалась с ним даже на несколько часов, будет очень трудно смириться с фактом, что она не знает, чем в данную минуту занят ее малыш. Дома ей покажется пусто и одиноко без топота маленьких ножек, грохота игрушек, смеха или плача родного человечка. Даже работающая мама будет переживать, хотя она и раньше расставалась с ребенком на целый день. Но пока малыш дома с бабушкой или няней, мама постоянно в курсе их занятий, может часто звонить домой, а вечером получает подробнейший отчет о прожитом дне, о каждом достижении ребенка и о каждой его бандитской проделке. После дня проведенного в учреждении дошкольного образования мама, конечно, получит краткий отчет от воспитательницы, но он будет включать, скорее всего, только несколько сухих фактов о том, как и что ребенок ел (или не ел), сколько спал и т.д. Словарный запас маленьких детей ограничен, поэтому дождаться от самого ребенка внятного и подробного рассказа о прожитом дне маме удастся не скоро.
Ребенка подменили
Возможно, Вам покажется, что поведение ребенка внезапно меняется - он становится более капризным, по вечерам Вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швырянием предметов и валянием на полу. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить в ней учреждение дошкольного образования.
Причин же может быть несколько. Во-первых, действительно, адаптация - большой стресс для ребенка, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Кроме того, в окружении посторонних ребенок часто старается сдерживать негативные эмоции, так что выплескиваются они только вечером на головы родителей.
Еще одной причиной "плохого" поведения малыша может быть... его возраст. Все наслышаны о знаменитом кризисе "трех лет". Дошкольное учреждение может ускорить взросление ребенка и этот самый кризис свалится Вам на голову без предупреждения, вместе с проблемами адаптации ребенка в коллективе.
Единственный совет, который можно дать родителям "ужасной двухлетки" в этот период - терпение, терпение и еще раз терпение. Помните, что ребенку очень тяжело, пытайтесь помочь ему справиться с эмоциями, не провоцируйте его лишний раз, старайтесь сохранять в доме спокойную обстановку. Если ребенок еще маленький и не очень хорошо говорит, помогите ему высказать свои чувства, задавайте вопросы, на которые он сможет отвечать (словами или жестами) "да" или "нет".
По выходным хорошо играть в самодельную напольную игру "Дорога от дома к детскому саду" - карта с дорожками и домиками-ориентирами: "Наш дом" "Мамина работа", "Папина работа", "Магазин", "Детский сад". По дороге из дома в сад и обратно требуется запоминать ориентиры и, придя домой, наносить (ставить) их на карту. Ребенок ходит своей фигуркой, родители - своими. Играя в "Дорогу в детский сад" по выходным, малыш не отвыкает от сада, и понедельник не кажется ему ужасным днем.
Такие моменты могут быть очень трудными для мамы. Она может чувствовать себя покинутой - еще вчера ее ребенок был маленьким, теплым, преданным комочком, каждую минуту нуждавшимся в маме, и вдруг он превращается в кричащего злобного монстрика, отталкивающего ее руки и не желающего слушать уговоры и слова утешения.
Главное - помнить, что это все тот же малыш. Проводите с ним все время, побольше обнимайте его, лежите и сидите рядышком, пошепчите ему на ушко его любимую песенку. Возьмите его на пару ночей в свою кровать (если для Вас это приемлемо) - и Вы убедитесь, что рядом с Вами все тот же малыш, который когда-то благодаря Вам появился на свет. Вы быстро заметите влияние учреждения дошкольного образования на развитие Вашего ребенка. Он станет более самостоятельным, он научится есть, одеваться и обуваться сам, сам скатываться с горки и забираться на стульчик. Он принесет из группы новые слова, новые выражения лица и жесты. Не грустите, когда-то это должно было произойти, ваш птенец понемногу расправляет крылышки и пробует вылететь из теплого и мягкого маминого гнездышка.