Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальный вопрос настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура современных людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Основной целью экологического воспитания младших дошкольников являет­ся формирование осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.

В процессе ознакомления детей с природой в учреждении образования мы решаем ряд задач: формируем первые представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы, о наиболее часто встречающихся ярких цветущих растениях, учим различать яркие особенности внешнего вида животных, некоторые части тела, особенности движения, издаваемые звуки, обучаем малышей и первым несложным трудовым умениям: вместе с ними полить растения, обтереть листья влажной тряпочкой. На этой основе воспитываем бережное отношение к растениям и животным, вызываем у детей чувство радостного удивления, первые эстетические переживания.

Основное содержание знаний малыши усваивают через систе­матические встречи с природой в процессе наблюдения в уголке природы и на участке детского сада.

Не только педагоги, но и родители в равной мере должны заботиться о формиро­вании познавательного, эстетического и гуманного отношения детей к природе.

Порою слово «экология» и словосочетание «экологическое воспита­ние» вызывают у родителей ассоциации со строгими школь­ными кабинетами или глобальными природными процессами. На са­мом деле экологическое воспитание ребенка означает содействие взрослых развитию доброго и любознательного малыша, от­крытого миру природы. Эта трудная задача вовсе не означает, что мы должны обрушить на детей ворох многообразных сведений. «Большая экология» начинается с первых шагов маленьких ножек. Каким придет во взрослую жизнь наш ребенок? Братом всего сущего, остро ощущающим чужую боль (даже если это сломанный кустик!), способ­ным снова и снова пережить изумление и восторг перед чудесами при­роды, или черствым, отстраненным от равнозначного нам «прекрасного живого»? Именно взрос­лый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир приро­ды, полюбить его как наш общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет.

С чего же начать? Заведите дома растения, красиво и долго цветущие: бальзамин, бегонию вечноцветущую, герань, фуксию. Эти растения помогут привлечь и удержать еще не очень устойчивое внимание ребенка. Интересны детям растения с яркой декоратив­ной листвой, спешащие разворачивать один лист за другим. Хорошо иметь и «фотопортреты» зеленых друзей в пору цвете­ния — каким радостным будет ожидание цветочков!

Малыш учится, подражая нам, взрослым. Поэтому так важно, что­бы мама, бабушка на глазах детей сами замечали все изме­нения, происходящие в жизни растения, выражали свои чувства, попут­но сообщая необходимую информацию. Пусть ребенок увидит вашу забо­ту о комнатных растениях, интерес к ним. Важно вместе с детьми почаще подходить к растениям, каждый раз удивляться, восхищаться их красотой.

Совместные с детьми наблюдения — это эффективный способ по­знания мира природы. Взрослые должны при этом создать особый эмо­циональный настрой, вызвать у ребенка радостный отклик на увиден­ное и помочь малышу понять, как жизнь растения зависит от воды, тепла, света.

Есть в работе с детьми младшего дошкольного возраста важная особенность: они не могут на­блюдать длительное время. Сам процесс наблюдения длится недолго, но поддержать интерес к живому объекту мы можем, включая наблюде­ние в разные виды деятельности. Известный педагог рекомендует делать наблюдение для малыша поэтапным и небольшим во времени, отражающим какую-то отдельную часть объекта или явле­ния. Следует наблюдать за изменениями в росте растений: прорастание гороха, разворачивание листа, появление новых и увядание старых цветков, быстрый рост стрелок зеленого лука. В зимние деньки ребенок с восторгом и интересом будет наблюдать за растениями на подоконнике, принимать участие в посадке зеленого лука, а затем радоваться пер­вым росткам (для посадки можно использовать балконный ящик, прямо­угольное кашпо, низкую круглую плошку из керамики или пластмассы).

Во время наблюдения можно использовать различные приемы. Одним из них может быть художественное слово. Музыка самого стихотворения, точно найденного слова, образные выражения способствуют привлече­нию внимания детей к объектам природы, конкретизируют содержание наблюдения, следовательно, способствуют развитию их наблюдатель­ности.

Когда у ребенка есть запас впечатлений и он уже знает некоторые из живущих у нас растений, можно предложить для наблюдения новое растение и сравнить его с прежним по 1 - 2 признакам (цветет — не цветет, большие — маленькие, шершавые - гладкие листочки).

Если мама интересуется цветоводством, то нет причин искусствен­но тормозить любознательность малыша, который уже получил так много впечатлений у заветного стеллажа с растениями дома или в сади­ке. Сравнивайте растения, ищите необычные свойства, отличающие од­но растение от другого.

Воспитывая у детей гуманное отношение к живой природе, следует помнить, что в любом наблюдении прежде всего преследуется цель: определить вместе с детьми, как чувствует себя объект нашего внима­ния, какая помощь и забота нужна ему сейчас. Приобщая ребенка к доступному для него уходу за живыми объектами, следует научить его отдельным действиям, кото­рые он может затем выполнять самостоятельно, но обязательно в при­сутствии взрослого. «Посмотри на наши цветочки. Они загрустили... (Как можно чаще подчеркивайте одушевленность растений: «Они — как мы».) Го­ловки опустили, листочки поникли... Цветочки грустят. Как ты думаешь, почему они загрустили? Они хотят попить. В земле должна быть во­дичка. Подойди, потрогай, земля мокрая или сухая? Жесткая, сухая. Красавица-бегония хочет пить. Что надо сделать, чтобы она могла напиться?» (Ребенок предлагает полить цветы.) По­кажите, как нужно держать леечку, как поливать. Во время совместного труда хвалите ребенка, отмечайте, что он са­мостоятельно напоил растение.

Очень хорошо, когда в семье живут братья наши мень­шие. Они оказывают «незримую» психологическую помощь: рас­ширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают эмо­циональное напряжение, дают положительные эмоции. Через взаимодействие с ними у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать окружающих, качества, которые необходимы для успешного общения.

Стремление иметь животных естественно. Но на сегодняшний день существует и другая проблема животных. Дети часто просят приобрести для них кошечку или собачку. Да, на природе, на даче животные не помеха. Но если Вы твердо знаете, что не возьмете его осенью в свою квартиру, найдите в себе силы от­казать малышу сразу. Не только с точки зрения экологического воспитания, но и прежде всего с позиции нравственного воспита­ния нет ничего хуже, чем выбросить за порог привыкшее к домаш­нему теплу животное, которое успело подружиться с ребенком. Помимо отрицательных сторон этого поступка это еще и урок вседозволенности по отношению к природе, преподанный вами ре­бенку. Поступая так, вы даете повод ребенку вести себя по отно­шению к природе безответственно полагая, что мы, люди, важнее всяких наших меньших братьев.

Особое внимание надо уделить такому вопросу, как искорене­ние в некоторых детях стремления мучить животных, истреблять их, нанося вред природе.

Научившись сочувствовать животными и беречь их, дети начи­нают проявлять доброту и заботу к своим сверстникам, родителям. Пусть это малые дела, но со временем они превратятся в большие и добрые. Помните, дети очень восприимчивы, они верят в истинность всего, чему их учат. Поэтому в воспитании нельзя упускать ни од­ной минуты, ни одного дня. Формирование экологических представлений должно быть си­стемным и постоянным делом родителей.

Если мы научим малышей смотреть и видеть, знать и любить и, ко­нечно, беречь природу, через полтора-два десятилетия подрастет поко­ление, достойное нового века и нового тысячелетия.