Средняя группа (от четырех до пяти лет) № 10

 

Воспитатели дошкольного образования:

Харкевич Жанна Станиславовна

(I квалификационная категория, высшее образование)

Побылец Наталья Константиновна

(I квалификационная категория, среднее специальное образование, стаж)   

Помощник воспитателя:

Тарашкевич Оксана Иосифовна

 

ДЕВИЗ ГРУППЫ

Наша группа лучше всех,

Слышен в ней веселый смех,

Любим хлопать мы в ладошки,

А зовут нас -"Осьминожки"

ЛОЗУНГ ГРУППЫ:

Группа «Осьминожки» — лучшая на свете!
Знают это взрослые и, конечно, дети!!!
Звонко песенки поём,
Дружно в группе мы живём!

Замок для принцессы

04.10.2023

Дети очень любят мастерить, собирать и разбирать какие-нибудь вещи. А особенно им нравится строить всевозможные сооружения при помощи деталей из конструктора. Такие занятия для любого ребёнка не только познавательны, но и полезны. Ведь во время конструирования у детей развивается образное мышление, воображение, память, совершенствуются игровые навыки и усидчивость. Также в работе задействованы мышцы кисти, что положительно влияет на мелкую моторику рук. К тому же в процессе конструирования дети получают важный опыт исследовательского поведения. Дети в свободной деятельности знакомятся с разными видами конструкторами его основными деталями. Вот и наши ребята решили построить замок для принцессы: самостоятельно решили из какого материала и как будут конструировать, какие будут использовать приёмы: приставление, прикладывание деталей, располагая кирпичики, пластины вертикально и горизонтально, ставить их в ряд, по кругу, по периметру четырёхугольника, ставить их плотно друг к другу, или на определённом расстоянии. В процессе конструирования дети изменяли  постройку: надстраивая или заменяя одни детали другими, а также учились сообща делать общее дело.

Построив замок, дети обыграли постройку.

 

свернуть

Консультация для родителей "Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей"

 

        

Изображение

Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной заботой семьи. Прочное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура. Здоровье малыша, развитие его интеллекта, формирование характера, воспитание у него полезных навыков и умений – вот важнейшие задачи, стоящие перед родителями.

Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от вас, родители, от того, как вы будете воспитывать детей, какие полезные привычки они приобретут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к регулярным занятиям физкультурой, потребность в таких занятиях. Сделать это не просто. Если вы с первых лет приучили ребёнка к правильному режиму, закалили его, то ваша задача облегчается. Вам надо лишь последовательно продолжать начатое. Но если вы уделяли физической культуре  недостаточно внимания, что-то упустили, не огорчайтесь. К счастью всё можно исправить. Надо только проявить настойчивость.

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным крепким. Однако не все знают, как этого добиться. И в результате дети, особенно дошкольники, часто болеют, растут слабыми, физически плохо развитыми. К этому, к сожалению, привыкли как к своеобразной норме. Маленький – значит слабый, - считают родители, - его надо охранять, защищать, оберегать, но защищают и оберегают малыша часто совсем не от того, от чего следует. Родители внимательно следят, чтобы ребёнок не бегал слишком много и слишком быстро (вдруг вспотеет!), не прыгал (как бы не ушибся!), не лазал (а если упадёт?!), и, к сожалению, не очень задумываются о том, что их чрезмерная заботливость не делает ребёнка здоровее. Они часто забывают, что ключ к успеху в укреплении здоровья детей – в разумном физическом воспитании.

Ведущей системой в организме ребёнка, является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в прямой зависимости от неё. Нагружая мышечную систему, вы не только воспитываете ребёнка сильным и ловким, но и развиваете его сердце, лёгкие, все внутренние органы. Бег, например, заставляет быстрее биться сердце. Естественно, с гораздо большим напряжением в это время работают лёгкие, почки, печень, так как усиливается обменные процессы. Таким образом, включение скелетно-мышечной системы в напряжённую работу ведёт к совершенствованию всех органов и систем, к созданию тех резервов мощности и прочности организма, которые и определяют меру здоровья.

Движение – это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движения, особенно пальцев рук, стимулируют развитие мозга, разных его отделов. И чем раньше они войдут в жизнь ребёнка, тем лучше он будет развит. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.

Физическое воспитание ребёнка – не простое дело. Для того чтобы добиться успеха, родителям надо много знать и уметь. Ваш ребёнок растёт, становится всё более самостоятельным. Его организм крепнет, движения делаются более чёткими, уверенными, быстрыми. Игры усложняются. В процессе игры ребёнок приобретает жизненный опыт, развивает творческое воображение. Он жадно тянется ко всему новому и очень подвижен. Иногда может показаться, что чересчур, но не торопитесь останавливать его. Лучше постарайтесь направить эту подвижность в нужное русло, использовать её для формирования жизненно важных навыков.

Одним из важнейших средств воспитания являются гимнастические упражнения, различные формы ручного труда, подвижные игры. Ежедневные упражнения предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета, хорошо укрепляют весь организм, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка. Общаться с ребёнком во время физкультурных занятий надо как бы играя, при этом всегда следует учитывать возраст ребёнка, его возможности. Добивайтесь, чтобы ребёнок выполнял упражнения с радостью и удовольствием, без нажима со стороны взрослых, не подозревая о том, что подчиняется его желаниям. Не должно возникать ссор и споров, которые могли бы оттолкнуть ребёнка от спортивных занятий и лишить его благотворного влияния на физические движения. Такое использование свободного времени полезно и взрослым, и детям. Занимаясь с ребёнком, взрослый помогает ему подтянуться, высоко подпрыгнуть, взобраться на стул или на гимнастическую стенку. Ребёнок восхищается отцом: какой папа сильный, как ловко его поднимает, как хорошо выполняет упражнения! Подражает матери в грациозности движений. Постепенно эти совместные занятия станут самыми счастливыми событиями дня, и ребёнок будет радоваться им, с нетерпением их ждать. Такие занятия должны стать ежедневными. Только систематическая забота о двигательном развитии ребёнка может принести  желаемые  результаты: регулярное повторение и логическая преемственность занятий являются предпосылками успеха.

Необходимо иметь в виду и ещё одно немаловажное обстоятельство. Современная жизнь перенасыщена нервными перегрузками. Хотите вы или нет, но вам не остановить стремительный темп жизни. Физические упражнения – противовес, который поможет вашим детям противостоять стрессовым ситуациям. Чем более крепким здоровьем мы вооружим наших детей, тем лучше они приспособятся к современной жизни.

Хорошего семейного отдыха вам!

свернуть

Рекомендации для родителей "Воспитание маленького патриота"

 

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада.  Обращайте внимание ребенка на красоту родного города. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.  Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.  Расширяйте собственный кругозор. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа. Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью. Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины. Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества. Почитайте детям:

Данута Бічэль-Загнетава

Белая Русь

Шчочку да вуснаў туліць,

каб таямніцу спытаць:

— Белая Русь, матуля,

гэта дзяўчынка? Так?

Як называецца дзіўна…

Ты пра яе раскажы.

— Белая Русь — Радзіма.

Перад табой ляжыць.

Крыкні — яна адгукнецца

звонам гарачых кос.

Кропля з ліста сарвецца,

ускалыхнецца плёс.

Даль захлынецца громам

— Белая Русь запяе.

І азарыцца Нёман

— чыстае вока яе.

Эдзі Агняцвет

Зямля з блакiтнымi вачамi

Зямля з блакiтнымi вачамi –

Раздолле рэчак i лугоў!

Тут называюць Васiлькамi

На Беларусi хлапчукоў,

Звiняць крынiцы, як цымбалы,

Сцяжынкi свецяць у лясах.

Палі, узгоркi, перавалы –

Прасторны шлях, далёкi шлях!

Краiна славы партызанскай,

Краіна міру i даброт!

Ты – наша гордасць,

Наша казка,

Як сонца, шчодры твой народ.

Твае сыны,

Твае унукі,

Мы любiм гул тваiх бароў.

І рэкi цягнуцца, як рукi,

Да цёплых, верных рук сяброў.

Пословицы

  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.
  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Везде хорошо, но милее Родины нет.
  • На чужой стороне и весна не красна.
  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
  • Родина – мать, умей за нее постоять.
свернуть

Консультация " Как познакомить ребенка с государственной символикой Республики Беларусь"

 

Невозможно воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества. Ребёнок - дошкольник  еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. Но в полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции – дело непростое  для дошкольника, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас представлений об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен. Нужно учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточное сформированное историческое сознание.

Начиная с 4 – 5 лет, детей необходимо познакомить с символами государства (гербом, флагом, гимном). С 5 – 6 лет -   с природными символами Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек).

 Формируя представления детей о государственных символах Беларуси – флаге, гербе, гимне, надо подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

Для ознакомления детей дошкольного возраста с государственной символикой целесообразно:

- рассматривать иллюстрации с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, сопровождать рассматривание комментарием, объяснением элементов государственных символов. При ознакомлении с государственными символами Республики Беларусь можно использовать сравнения (например, предложить детям сравнить Государственный флаг (Государственный герб) Республики Беларусь с флагом (гербом) одного из соседних государств. Это даст возможность ребенку более четко увидеть детали и различать их;

- рассматривать предметы, на которых изображен Государственный герб Республики Беларусь (обложки паспорта, свидетельства о рождении, марок, правительственных наград);

- привлекать внимание детей к изображениям символов нашего государства, которые встречаются в повседневной жизни; приобщать их к отдельным, доступным детскому пониманию общественным событиям, отражающим отношение белорусов к государственным символам Республики Беларусь;

- объяснять детям старшего дошкольного возраста содержания Государственного гимна Республики Беларусь; слушать гимн в сочетании с предварительным комментарием о том, как нужно вести себя во время звучания гимна (слушать стоя, мальчики снимают головные уборы);

- беседовать с детьми о том, где и когда используется государственная символика (в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государственный гимн Республики Беларусь и поднимают Государственный флаг Республики Беларусь и др.);

- наблюдать во время прогулок с детьми за изменениями в нашем городе перед государственными праздниками с дальнейшим обсуждением впечатлений;

- читать произведения художественной литературы, раскрывающих отношение людей к Государственному гимну Республики Беларусь и Государственному флагу Республики Беларусь и др.

 Так, например, содержание беседы о символах Беларуси может быть таким:

 У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. К ним надо относиться с уважением (показать иллюстрации с гербом и флагом), прослушать гимн Республики Беларусь.        

О гербе можно рассказать то, что они появились очень давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на печатях, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. Посмотрите на герб нашего государства.

Что на нём изображено?                                                                 

 -Контур Беларуси – жёлтый – в лучах восходящего солнца – это наша земля.            

-Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб.                          

-Красные цветки клевера – это связь с животным миром.                                                                                                           

- Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка.

 Земной шар с восходящим солнцем – мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями.                                                          

- Красная звезда – символ человечности, знак мужества.

- Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед. На флаге Беларуси 3 цвета.

Красный цвет – знак Солнца, он символизирует богатство, это знак счастливой жизни. (Или: обозначает кровь пролитую защитниками Беларуси).

Зеленый цвет – цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира.

Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости.

Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.

Государственный флаг Республики Беларусь может использоваться во время государственных праздников и праздничных дней, а также при торжественных мероприятиях, проводимых в учреждении дошкольного образования для взрослых, и в другие памятные даты, в том числе и без использования древка (флагштока), при обеспечении необходимого уважения к Государственному флагу Республики Беларусь.

 Знакомя детей с гимном Беларуси можно сказать о том, что гимн это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний.

Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:

 - при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;

 - гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.

При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Консультация для родителей "Фликеры детям купите, родители, пусть на дороге их видят водители!"

 
Изображение Обучение правилам дорожного движения – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. В дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научится важнейшим правилам дорожного движения и научится важнейшим правилам поведения на дороге.

Светоотражающие элементы очень важная деталь на одежде. - Новости -  Информационная общественно-политическая газета «Вперёд»

Дети – самые  уязвимые участники дорожного движения. А зрение – основной канал, по которому к водителям транспорта поступает информация (до 90%). Пешеход становится заметнее, если на одежде имеются светоотражающие элементы.
Заметив отражатель, водитель заранее снижает скорость, и «резервное расстояние» между пешеходом и остановившимся легковым автомобилем сильно увеличивается.

СВЕТООТРАЖАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ | ВКонтакте

 

   Фликер (световозвращатель) на одежде - на сегодняшний день реальный способ уберечь ребенка от травмы на неосвещенной дороге. Принцип действия его основан на том, что свет, попадая на ребристую поверхность из специального пластика, концентрируется и отражается в виде узкого пучка. Когда фары автомобиля «выхватывают» пусть даже маленький световозвращатель, водитель издалека видит яркую световую точку. Поэтому шансы, что пешеход будет замечен, увеличиваются во много раз.

Например, если у машины включен ближний свет, то обычного пешехода водитель увидит с расстояния 25-40 метров. А использование световозвращателя увеличивает эту цифру до 130-240 метров!

  Маленькая подвеска на шнурке или значок на булавке закрепляются на одежде, наклейки - на велосипеде, самокате, рюкзаке, сумке.

  На первый взгляд фликер выглядит как игрушка. Но его использование, по мнению экспертов по безопасности дорожного движения, снижает детский травматизм на дороге в шесть с половиной раз!

   В черте города ГАИ рекомендует пешеходам обозначить себя световозвращающими элементами на левой и правой руках, подвесить по одному фликеру на ремень и сзади на рюкзак. Таким образом, самый оптимальный вариант, когда на пешеходе находится 4 фликера.

   Производители одежды, особенно, детской, начали активно использовать нашивки из световозвращающей ткани. К сожалению, световозвращатели нашиты далеко не на всех изделиях, а, кроме того, для удешевления в производстве одежды применяют световозвращающий материал со стеклошариками, эффективность которого ниже. Например, в дождь эти полоски на куртке или брюках перестают быть заметными, да и расстояние, на котором они «работают», меньше, чем у фликеров.

 Какие фликеры самые лучшие? Покупайте фликеры только белого или лимонного цветов. Именно они имеют наиболее оптимальную световозращаемость для того, чтобы пешеход был заметен в темное время суток. Кстати, оранжевые зайчики, зеленые белочки, огненно-красные сердечки сложно назвать фликерами. Скорее всего - это яркие сувениры.

Чтобы купить настоящий фликер, а не игрушку-сувенир: спрашивайте у продавцов, есть ли сертификат на фликер; отдавайте предпочтение белому и лимонному цветам; форму выбирайте самую простую: полоска, круг.

Но полагаться только лишь на фликеры тоже не стоит. Это всего один из способов пассивной защиты пешеходов. Необходимо помнить и о других методах решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма - о воспитании грамотного пешехода. Только в комплексе они смогут обеспечить безопасность детей на наших дорогах.

 

Изображение

 

Приучайте себя и своих детей пользоваться доступными средствами безопасности!!

свернуть

Кансультацыя “Па старонках твораў  беларускіх пісьменнікаў”

 
Беларускiя пiсьменнiкi ў шматлiкiх творах выказваюць роднай мове сваё захапленне i павагу. Даходлiвымi словамi яны раскрываюць дзецям прыгажосць i мiлагучнасць роднага слова. Шмат твораў мастацкай лiтаратуры для дашкольнiкаў падкрэслiваюць, што мiр i шчасце неабходна ўмець абаранiць, i таму з дашкольнага ўзросту мы развiваем у дзяцей  жаданне стаць абаронцамi Радзiмы, служыць у беларускiм войску на карысць сваёй краiны, для захавання мiру i шчасця на зямлi. 

«Казка – гэта мастацкае вуснае апавяданне сацыяльна-бытавога, фантастычнага або авантурна-навелiстычнага зместу, якое адлюстроўвае рэчаiснасць пры дапамозе мастацкай выдумкi i заключае ў сабе дыдактычна-навучальны сэнс». По сваiм змесце, форме, яны даступныя i зразумелыя дзiцяцi, блiзкiя да яго мыслення, уяўлення. Але выхаваўчы ўплыў казкi залежыць ад правiльнага адбору яе для дзяцей дашкольнага ўзросту. Адным з галоўных патрабаванняў да казкi з’яуляецца высокая iдэйнасць i гуманістычная накiраванасць твора, на выснове якой у дзiцяцi можна фармiраваць станоўчыя маральныя пачуццi. У казках не павiнна быць жорсткiх сцэн, грубых выразаў, каб не выклiкаць непаразуменне i страх. Знаёмства дзяцей з казкай адбываецца як на занятках, так i ў вольную гадзiну. Выхавальнiку важна ведаць, што казку неабходна расказваць, а не чытаць. Такая перадача тэксту дапаможа ўзмацнiць эмацыянальнае ўздзеянне, будзе спрыяць лепшаму разуменню сэнсу твора, дапаможа ў выхаваннi ўмення слухаць i разумець маналагiчную мову. 
Менавіта «дзіцячымі» пісьменнікамі ў беларускай літаратуры можна назваць не так шмат пісьменнікаў. Некаторыя пісьменнікі прыйшлі ў свет дзіцячай літаратуры ад навукова-даследчай дзейнасці, палітыкі, складаных перакладаў замежнай літаратуры.
Алесь Якімовіч, у яго апрацоўцы асобнымі выданнямі выйшла шмат беларускіх казак, а таксама зборнікі «Каток - залаты лабок»,  «Бацькаў дар», «Звяры нашых лясоў» , «Зімой»,  «Казка пра смелага вожыка»
Творчасць Максіма Танка — адметная старонка беларускай літаратуры. Паэт выдаў больш за 30 зборнікаў паэзіі, больш за дзясятак кніг для дзяцей. Максім Танк вядомы як бліскучы дзіцячы паэт. Яго казкі і вершы друкаваліся ў такіх выданнях, як «Беларускі летапіс», часопісах «Вясёлка», «Бярозка», «Снапок», «Пралеска».  Сярод найбольш значных твораў пісьменніка трэба адзначыць зборнікі: «Галінка і верабей», «Казка пра мядзведзя», «Ехаў казачнік Бай», «Казкі. Легенды», «Светлячок», «Быліна пра касмічнае падарожжа мураша Бадзіні».
Максім Багдановіч — знакавая постаць для ўсіх беларусаў. Ён выступае сімвалам духоўнай трываласці беларускага этнасу, яго моцы і творчага выяўлення. Максім Багдановіч — прыклад для нашых землякоў, сучаснікаў, якія не здолелі спазнаць духоўнае хараство нашага краю, адчуць мілагучнае багацце беларускай мовы. Адметная старонка ў яго творчасці — вершы пра міфічных істотаў (Лесуна, Вадзяніка, Падвея, змяінага цара, русалак і інш.) і прыродныя з’явы. Яго творы «Зімой», Мушка-зелянушка і Камарык – насаты тварык і інш.
Янка Купала (Іван Дамінікавіч Луцкевіч) - вялікі сын беларускага народа, класік беларускай літаратуры, паэт, акадэмік, лаўрэат Дзяржаўнай прэміі СССР. Аўтар пісал больш для дарослых, але пакінуў ўклад і ў дзіцячай літаратуры: «Лістапад»; «Хлопчык і лётчык», «Бай»;“Спадчына”, “Зіма”.
Алаіза Сцяпанаўна Пашкевіч (Цётка). Пяру Цёткі належаць кніжкі і падручнікі для дзяцей «Лемантар», «Гасцінец для малых дзяцей», «Першае чытанне для дзетак беларусаў». У страрэйшай группе мы знакомім выхаванцаў з творам  «Журавель і чапля».
Еўдакія Лось напісала шмат твораў для дзяцей, выдала для ix кнігi «Абутая ёлачка», «Казка пра Ласку», «Вяселікі», «Зайчык- выхваляйчык», «Дванаццаць загадак», «Смачныя літары». Усё жыццё паэткі звязана са светам дзяцінства. Напоўненыя радасным настроем, вясёлым гумарам, творы Е. Лось вельмі блізкія да характеру дзяцей, ix светаўспрымання. У яе вершах раскрываецца хараство навакольнай прыроды, перадаецца няўрымслівая дзіцячая натура. Паэтка мела мужны характар. Знаходзячыся ў рэспубліканскай анкалагічнай бальніцы у Бараўлянах, што пад Мінскам, яна пісала пранізлівыя, эмацыйна напружаныя, глыбока аптымістычныя вершы.  Яе творы «Аэрадром», «Мая лялька», «Зіма».
Яшчэ адзін знакаміты пісьменік Якуб Колас, аўтар твораў для дзяцей — паэмы «Міхасёвы прыгоды», вершаванай казкі «Рак-вусач»,  зборнікаў вершаў «На рэчцы зімой», «Вершы для дзяцей» ,«Дзед госць» , «Зіма», «Песня аб вясне», «Першы гром» , «Вясна» (урывак) , «Раніца вясною», «Канец лета», «На лузе», «Адлёт жураўлёў». Апрацаваў шэраг беларускіх народных казак «Сонца грэе, прыпякае», «Храбры певень»
Творы беларускiх пiсьменнiкаў дапамагаюць дзецям убачыць непаўторную прыгажосць роднага краю. Паэтычныя радкi надаюць звычайным рэчкам, кветкам на лузе незвычайную эмацыянальную прывабнасць, прымушаюць дзiця больш пiльна ўгледзецца ў наваколле, захаваць малюнкi родных мясцін у памяцi на ўсё жыццё: К. Каліна.( «Зімовы дуб», «Кампот», «Сакавік і яго сёстры», «Красавік», «Ліпень», «Жнівень», «Верасень», «Кастрычнік»), С. Новік-Пяюн («Ночка», «Пурга»); П. Панчанка  («Месяцы года») С. Сокалаў-Воюш («Блакіт нябёс», «Возера лясное»), С. Грахоўскі («Сонечная сцежка», «Наш май», «Сунічкі»); У. Юрэвіч («Пацалунак асвы», «Бярозчыны валёнкі»)
Важнае значэнне у выхаваннi патрыятычных пачуццяў дзяцей маюць лiтаратурныя творы, у якiх раскрываецца гiсторыя Радзiмы, вядзецца гаворка аб вядомых дзеячах беларускай зямлi: Э. Агняцвет «Зямля з блакітнымі вачамі», Д. Бічэль-Загнетава «Радзіма», «Белая Русь»;  А. Прохараў «За адвагу»; А. Бадак «Беларусачка»; А. Вольскі «Радзіма»; Л. Рашкоўскі. «Я хачу салдатам стаць»; А. Русак. «Мой край».
Таксама беларускія пісьменнікі напісалі творыі пра жывёл, бо яны маюць вялікае значэнне для выхавання дашкольнікаў. Яны павучальныя і цікавыя. У казках пра жывёл закранаюцца пытанні маралі. Яны вучаць справядлівасці, выхоўваюць пачуццё калектывізму, выклікаюць жаданне дапамагчы слабаму: У. Ягоўдзік («Бусел», «Вожык», «Заяц»);  А. Якімовіч«Звяры нашых лясоў»; А. Бялевіч «У лесе»; Я. Брыль («Жыў-быў вожык»); Я. Журба (“Ваверка”, “Коцік”); Т. Кляшторная  «Шпак»;  В. Вітка («Жаўна», «Бусел», «Вавёрчына гора»).
Таксама чытаючы творы беларускіх пісьменнікаў дзецьмі засвойваюцца маральныя паняцці і катэгорыі: працавітасць - лянота, паслухмянасць - непаслушэнства, жорсткасць - міласэрнасць, бескарыслівасць - прагнасць. Беларускія казкі развіваюць імкненне паводзіць сябе добразычліва, клапатліва да навакольных, выхоўваюць такія рысы характару, як паслухмянасць, цярпенне, любоў да бліжняга, міласэрнасць: Т. Кляшторная  («Ветлівыя словы», «Дапамагу»,  «Паўцякалі цацкі», «Не сквапная»);  Р. Барадулін («Ната маму любіць надта», «Ай! Не буду! Не хачу!»); Ю. Свірка («Сёння ў нашай мамы свята», «Бабуліны казкі»); І. Шуцько «Смелая ўнучка»; В. Хомчанка «Яшава рукавічка»;  Л. Дранько-Майсюк  «Пра добрую мышку і мудрую кошку»; С. Шушкевіч «Нашы сябры»; Э. Валасевіч  «Сама»; В. Вярба «Матуліны рукі».
Сёння мастакi слова па-свойму пераасэнсоўваюць багатую спадчыну народа i ў мастацкiх творах iмкнуцца выказваць свае высокiя пачуццi. Мастацкая лiтаратура дае дзецям магчымасць пзнаёмiцца i з гэтым бокам жыцця беларускага народа. Вершы пра скрыпку, цымбалы, бубен напоўнены рухам, вясёлым настроем, нацыянальным каларытам. У каго не з’явiцца жаданне самому паспрабаваць навучыцца iграць на гэтых iнструментах! Вось гэтак, крок за крокам, гартаючы старонкi кнiг беларускiх пiсьменнiкаў, мы ствараем яскравы, эмацыянальна насычаны, непаўторны вобраз роднай краiны. 

свернуть

Памятка для родителей: "Влияние телевидения на развитие детей"

 
Как правило, ребята смотрят развлекательные фильмы и программы: детективы, боевики, фантастику, ужасы, приключения, фильмы про воров и шпионов и т.п.

Такие неконтролируемые взрослыми просмотры нередко портят детей и приводят к нежелательным последствиям:

  • Дети приучаются к поверхностному восприятию жизни, становятся пассивными и интеллектуально ленивыми;
  • Под влиянием поведения и действий героев фильмов слабеет собственная энергия и творческая сила ребенка;
  • При просмотре развлекательных фильмов и передач дети не прилагают умственных усилий, в связи с этим снижается уровень понимания ребенка, уменьшается острота его восприятия и способность к логическому мышлению;
  • Со временем в детском характере появляются лож и скрытность, ребенок привыкает к пустому проведению времени и сидению перед экраном телевизора;
  • Передачи и фильмы низкого морального уровня учат детей агрессивности, совершению неблаговидных поступков и, в конечном счете, способствуют снижению моральных устоев;
  • Низкопробные фильмы влияют на физическое состояние ребенка: слабеет нервная система, портится зрение, начинаются частые простуды;
  • Фильмы низкого уровня несут откровенное зло, так как показывают неблаговидные и преступные действия как нормальное поведение человека. А дети пытаются подражать таким мнимым кумирам.

  Но, ни для кого не секрет, что телевидение несет в наш дом не только зло.  Очень много полезного, поучительного и нужного может дать ребенку просмотр некоторых фильмов и передач. Просто важно помочь найти их среди огромного количества ненужного материала.

 Итак, остановимся на некоторых рекомендациях о том, как привлечь телевидение на пользу детей:

  • Прежде чем ребенок сядет за просмотр какого-либо фильма, постарайтесь заранее узнать, о чем он, будет ли он подходящим для воспитания ребенка;
  • Не проводите сами все свободное время за телевизором, не смотрите подряд все передачи и фильмы. Глядя на родителе, и ребенок  не будет смотреть все подряд;
  • Просмотр вместе с ребенком некоторых фильмов дает возможность объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо», дать оценку характерам главных героев картины;
  • Не позволяйте ребенку долго смотреть телевизор, старайтесь занять его другими развлечениями, более полезными для здоровья;
  • Приучайте ребенка смотреть фильмы познавательные, научно-популярные, исторические, которые расширяют кругозор и учат думать. Рекомендуется смотреть их вместе с ребенком, чтобы вовремя объяснить ему непонятные моменты, а затем обсудить увиденное.
свернуть

Консультация для родителей "Воспитание любви к малой Родине"

 

 

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

                    М.Л. Матусовский.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».

Любовь к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Есть Родина большая и родина малая. Большая Родина – это наша необъятная страна Беларусь. А малая родина – это место, где человек родился и живет. Для нас этой родиной является наш славный город Березовка. Сейчас модно и пользуются спросом поездки за границу для отдыха в период отпуска, все стремятся в дальние места. И так складывается, что дети больше знают о других странах, чем о родной стороне, где они родились, и живут. А попробуйте организовать поездки, экскурсии по родному краю. Вы удивитесь сами, и обогатите внутренний мир вашего ребёнка открывшимися возможностями. Красота природы, богатое историческое прошлое и настоящее края, таланты народа, его уникальные умения в прикладном народном творчестве, настоящая кладовая познаний родного края. Есть современное хорошее понятие как сельский туризм. Как раз он и помогает открывать уникальные стороны жизни родного края.

Уважаемые родители! Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту нашего города, удивляется тому что, казалось бы, давно ему известно. Взрослые, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребёнок видит свою улицу утром, когда идёт в детский сад. Это улица деловая, размеренно спешащая. С группами людей. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей - бездонно тёмным. Ребёнок видит зимнюю улицу, когда выпал  первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами – зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озарённую  светом, и осеннюю – серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшённой флагами, транспарантами. Гирляндами цветов и огней! Всё это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах. Открывая новое в привычном, обыденном. Так ребёнок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного городка.

Пятилетний ребенок способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится детский сад, а также полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: парк, школа, дом культуры, библиотека, почта, центральная площадь. Рассказать об их названиях, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Расширить круг представлений о родном городе, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё то, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Воспитание детей – дело не только нас, воспитателей и педагогов. Неотъемлемой частью в этом деле является личный пример родителей. Вы, уважаемые родители – первые воспитатели ребёнка. Поэтому, в выходные дни совершайте с детьми экскурсии по памятным местам. Ведь малая родина - это всегда близкий нашему сердцу край. Пусть он станет таким и для наших детей. К. Паустовский говорил: «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца», нельзя любить то, чего не знаешь. Поэтому наша задача – научить детей любить свой край, а, следовательно, больше узнавайте о нём, умейте ценить его историю.

Уважаемые родители!

Любите свой край! И свою любовь к нему передавайте детям.

свернуть

Рекомендации для родителей на тему «Хорошие и плохие манеры»

 
 

 

Основные правила этикета, которые должны быть привиты с детства:

Умение правильно вести беседу. Нельзя перебивать, вмешиваясь в разговор, говорить в параллель, особенно если собеседник старше. Нужно научить ребенка ожидать очереди высказать мнение, правильно обратить на себя внимание – легким покашливанием, кивком, жестами.

Уважение к окружающим. Нельзя никого обзывать или давать обидные клички.

Умение быть приветливым. Нужно научить малыша здороваться и прощаться.

Правила вежливости. Стоит научить не забывать произносить «спасибо» и «пожалуйста». Это показывает уважение и признательность. А для других взрослых это будет означать, что малыш правильно воспитан.

Телефонный этикет. Общение через электронные средства связи прочно вошло в нашу жизнь. Ребенок должен научиться разговаривать по телефону, уметь отвечать, обязательно, взяв трубку, здороваться.

Сохранять чистоту. Дети должны научиться убирать после себя, это внушает окружающим уважение.

Умение принимать комплименты. «Спасибо за комплимент» – и никаких перечислений собственных недостатков. Это учит видеть и в других хорошие черты.

Уважение к тем, кто старше. Очень важно, научить малыша пропускать вперед девочек и старших, людей почтенного возраста. Такое поведение заставляет окружающих при общении настраиваться на позитив.

Спортивное поведение. После игры, как бы она ни закончилась, нужно сохранять достоинство. Проиграл – не реветь, выиграл – не злорадствовать и не смеяться над побежденными.

1. Правильно использовать слова «Пожалуйста» и «Спасибо». Поистине волшебные слова, о которых снято столько мультфильмов и написаны горы детских книг… И тем не менее, приучить их использовать могут только родители – в пределах самых обычных домашних обстоятельств. Здесь навык доходит до автоматизма и легко перемещается в широкую социальную жизнь.

2. Прикрывать рот рукой, когда кашляешь или чихаешь. Постарайтесь, чтобы Ваш ребёнок освоил его, ещё будучи дошкольником.

3. Спрашивать разрешения, прежде чем трогать или брать что-то чужое. Внимание! Это касается и вещей родителей! Удручающее зрелище – ребёнок, считающий себя центром Вселенной. В то время, как хорошо подготовленный к жизни в обществе ребёнок должен чётко знать, что нельзя брать чужое без разрешения. А спрашивая разрешения, можно получить отказ. На то она и чужая – понравившаяся ребёнку вещь. Эта вежливость лучше всего воспитывается рядом с пониманием о своих вещах. Родители ведь тоже должны относиться с уважением к правам собственности ребёнка.

4. Как просить прощения: по-настоящему. Вам вовсе не нужно «дежурное извинение», чтобы папа наконец-то отстал. Нет! Научите ребёнка сочувствовать чувствам другого человека. Тогда он не только научится извиняться, но и станет лучше понимать причинно-следственные связи и возможные конфликты в детских коллективах.

5. Стучаться в дверь прежде, чем войти, и дожидаться разрешения. Этот пункт тоже входит в правила хороших манер для детей, как и пункт о праве собственности на вещи. Вам нужно добиться понимание приватности другого человека – каким бы желанным он ни был для ребёнка. Начинать воспитание в этом направлении лучше всего с обучения не заходить без стука и разрешения в спальню родителей.

6. Вежливо привлекать к себе внимание взрослых. Дети по природе своей нетерпеливы. Слишком часто мы видим, как они неожиданно обращаются к родителям, когда те заняты другими делами, и этим выводят взрослых из себя. Следует научить ребёнка не вмешиваться в беседу взрослых назойливым требованием «ну, ма-а-а-ама», а уметь обратиться за вниманием более спокойным вежливым способом. Достаточно, чтобы ребёнок умел попросить о внимании: «Мама, можно я скажу?» или «Мама, мне нужна твоя помощь».

7. Как хранить молчание во время киносеанса, вести себя тихо в очереди или молчаливо подождать Вас в определенном месте. Посидеть спокойно – чуть ли не главное испытание для терпения ребёнка, ведь ждать не любят даже взрослые. Тем не менее, к 5-ти годам у ребёнка должно быть сформировано понимание, в каких общественных местах следует вести себя не громко, без вызова и привлечения всеобщего внимания.

8. Базовые манеры за обеденным столом. В 5 лет ребёнок способен помнить, что говорить с полным ртом некрасиво. Он должен уметь хорошо орудовать ложкой, вилкой и отчасти ножом. И если дома обеденное столпотворение в большой семье иногда снимает какие-то ограничения на малоэстетичные действия, то для выхода в свет 5-летний ребёнок должен быть готов вести себя красиво. И главное – он должен осознавать почему это важно.

9. Не насмехаться над людьми. Особенно, если это очень толстый человек, или человек с физической инвалидностью. Именно такие люди зачастую привлекают насмешливое детское внимание. Пять лет – самое время добиться от ребёнка понимания возможных различий между людьми. Не пожалейте для этого терпеливых разъяснений с нужными сравнениями.

10. Как помогать людям и выражать сострадание. Пятилетнему ребёнку могут быть вполне доступны простые правила вежливости, например, поддержать дверь магазина, когда человек выходит с полными сумками.

свернуть
6 марта, среда

утренник "Самая любимая, мамочка моя"

подробнее...
5 марта, вторник

Конкурс рисунков «Запомнить надо навсегда, залог здоровья - чистота!»..

подробнее...
Меню раздела